Прилив оптимизмаСветлана Иванова Борис Грозовский Ведомости В предвкушении президентских выборов российские потребители испытывают редкостный подъем чувств. Впервые за 11-летнюю историю наблюдений потребителей-оптимистов оказалось в России больше, чем пессимистов. Большинство граждан надеются в первую очередь на экономический подъем в стране и уже во вторую - на более обеспеченную жизнь. Индекс потребительских настроений (ИПН) , который 11 лет рассчитывает Аналитическая служба Юрия Левады (до 2003 г. - ВЦИОМ) , в январе побил все рекорды. С 95,4 пункта в ноябре он вырос до 100,9, впервые за 11-летнюю историю наблюдений превысив пороговую отметку 100 пунктов. Это означает, что среди россиян преобладают позитивные оценки личного материального положения и будущего страны. Индекс расчитывается на основе шести показателей, описывающих, как человек оценивает свое нынешнее материальное положение, перспективы его улучшения, какие крупные покупки он совершает или собирается совершить и как, на его взгляд, будет развиваться экономика страны. Бум на потребительском рынке длится уже несколько лет и пока не думает спадать. Директор по маркетингу и продажам компании "М. Видео" Михаил Кучмент рассказывает, что в его сети продажи за первые два месяца 2004 г. превышают прошлогодние показатели более чем в два раза. При этом, отмечает директор, покупатели гораздо охотнее делают дорогие покупки. А по словам директора управления новостроек компании "Миэль-Недвижимость" Наталии Тихоновской, резкий всплеск покупательской активности отмечается во всех сегментах рынка, особенно рынка новостроек. Подъем переживает и производство легковых авто: в январе российские заводы выпустили 78 100 машин, или почти в полтора раза больше, чем год назад. Не отстают от населения и экономисты. Перспективы 2004 г. кажутся им столь же безоблачными, как и потребителям. По январскому консенсус-прогнозу "Ведомостей", экономика вырастет на 6% , но по итогам I квартала аналитики обещают повысить свои прогнозы. "Рост потребительских ожиданий в отличие от предыдущих периодов произошел не столько за счет оценки населением собственного материального положения, сколько за счет надежд на благоприятное развитие экономики в будущем", - отмечает эксперт Центра развития Диляра Ибрагимова (подробнее - см. статью на стр. А3). Ибрагимова полагает, что на настроение потребителей очень сильно повлиял стабильный экономический рост, сопровождающийся снижением безработицы и увеличением доходов. Но Марина Красильникова из Аналитической службы Левады убеждена, что январский скачок позитивных ожиданий объясняется исключительно предвыборной ситуацией. "Подобные всплески отмечались в каждую предвыборную кампанию", - напоминает она. "Предвыборный период длится уже несколько месяцев и сопровождается выплатами населению в различных формах. Эти выплаты повлияли на поведение потребителей в позитивную сторону", - добавляет Владислав Орешкин из Объединенной финансовой группы. К примеру, вчера Минфин опубликовал предварительные итоги исполнения бюджета, согласно которым в регионы на так называемую "своевременную выплату зарплаты" было переведено более $1 млрд. "Этот миллиард не мог остаться незамеченным", - говорит Орешкин. Правда, в 2000 г. перед президентскими выборами прилив оптимизма был еще более бурным, чем сейчас, признает Красильникова. По данным ВЦИОМ, в январе 2000 г. ИПН вырос на 12% (сейчас - всего на 6% ), а индекс социальных настроений (ИСН) перед предыдущими президентскими выборами вырос на 19% (сейчас - на 8% ). "Нынешние темпы роста ожиданий сопоставимы с предвыборной ситуацией 1996 г. , когда наблюдался рост ИСН на 9% , а ИПН - на 6% ", - констатирует эксперт. Гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин не видит в этом ничего удивительного. "Четыре года назад, когда на смену Ельцину пришел Путин, ожидания были очень высокими, - рассуждает политолог. - Ельцин был фигурой политически изношенной, и хотя Путина мало кто знал, но его лозунги вроде "мочить в сортире" сильно отвечали психологическому состоянию общества. Сейчас ожидания скорее инерционные". А президент социологической компании "РОМИР-мониторинг " Елена Башкирова напоминает, что на вопрос "Стали ли вы жить лучше, чем четыре года назад? " только 5% респондентов ответили "Значительно лучше". Без изменений живут 39% респондентов, немного лучше - 31% , немного или значительно хуже - 23%.
|