04.03.2004


Рывок SUN Interbrew. Холдинг резко увеличил долю на рынке



Сергей Рыбак
Ведомости

         Пивоваренный холдинг SUN Interbrew в январе резко увеличил свою долю на пивном рынке России, почти догнав по этому показателю лидера - "Балтику". Впрочем, аналитики считают, что в ближайшем будущем крупнейшая российская пивоварня снова уйдет в отрыв от главного конкурента.

        В 2003 г. производство пива в России выросло на 7% - значительно меньше, чем в предыдущие годы. Аналитики и участники рынка в прошлом году часто говорили о стагнации пивоваренной отрасли. Однако в январе нынешнего года на рынке произошел неожиданный скачок: согласно оценке Госкомстата, в январе в стране было сварено 5,09 млн гектолитров пива - на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

        Судя по обнародованным вчера данным Объединенной финансовой группы (ОФГ) , наилучшим образом сумел воспользоваться ситуацией производитель пива номер два в России индийско-бельгийское СП SUN Interbrew (основные брэнды - "Клинское", "Толстяк", "Сибирская корона", Stella Artois). Эта компания, по данным ОФГ, в январе контролировала 17,6% российского пивного рынка в натуральном выражении. В последние годы SUN Interbrew контролировал менее 16% российского пивного рынка.

        В результате по размеру занимаемой рыночной доли SUN Interbrew вплотную приблизился к крупнейшей российской пивоварне - "Балтике", которая в прошлом году увеличила объем своих продаж всего на 0,7%. Согласно данным ОФГ, в январе доля рынка, занимаемая "Балтикой", сократилась до 19,5%. ОФГ не учитывала экспортные продажи "Балтики". Правда, директор по маркетингу "Балтики" Андрей Рукавишников заявил вчера, что, по его мнению, в январе его компания контролировала долю "выше 20% , на уровне 21 - 22% ".

        Аналитик ОФГ Алексей Кривошапко обращает внимание на то, что в январе объем реализации SUN Interbrew вырос на 77%. В самом SUN Interbrew от комментариев отказались.

        Участники рынка связывают успех Interbrew с изменившейся системой дистрибьюции и выводом на рынок новых брэндов. Александр Золотых, гендиректор компании "Линкор", продающей пиво в Московской области, не удивился значительному росту продаж своего партнера. С начала года, напоминает Золотых, Interbrew перешел на необычную для российского пивного рынка систему прямых продаж, при этом существующим дилерам оставили логистику. Теперь продажами "Клинского", "Толстяка" и других брэндов представители Interbrew занимаются напрямую - так поступают, например, Coca-Cola и большинство крупнейших табачных компаний. "Они здесь стали первыми, неудивительно, что добились таких результатов", - говорит дилер.

        Другой источник, близкий к SUN Interbrew, говорит, что холдинг наращивал лицензионный сегмент производства, а кроме того, в прошлом году активно развивались продажи пива в ПЭТ-упаковках и банках. "Здесь нельзя говорить об отдельном успехе в январе, ведь рост продолжался в течение всего года", - говорит собеседник "Ведомостей".

        Директор маркетингового агентства "Бизнес Аналитика" Андрей Стерлин не считает резкий скачок рыночной доли SUN Interbrew в январе значимым для рынка. По его словам, первый месяц года вообще не является показательным для индустрии, ведь в это время многие компании закрывают свои предприятия на профилактический ремонт, из-за новогодних праздников не всегда четко работают логистические цепочки заводов.

        К концу года, как полагает Кривошапко, доля SUN Interbrew стабилизируется на уровне 15,5 - 16% , "Балтика" скорее всего к концу года увеличит свою долю до 21,5%. "У петербуржцев был очень плохой год, и их продажи упали ниже разумного уровня. Мы ждем улучшения в этом году", - говорит Кривошапко.

        РОЖДЕНИЕ ГИГАНТА: Вчера бельгийская пивоваренная компания Interbrew (участник СП SUN Interbrew в России) объявила о достижении договоренности о частичном слиянии с крупнейшей бразильской компанией AmBev. В результате сделки, которая будет проводиться в форме сложного обмена акциями, на мировом рынке возникнет крупнейшая компания по объему производства пива в натуральном выражении. В 2002 году по данным Canadean две компании выпустили 130 млн гектолитров пива, а нынешний лидер - американская Anheuser-Busсh - 127 млн. Новая компания, которая будет называться InterbrewAmbev, станет контролировать около 14% мирового рынка пива. Ее потенциальный доход оценивается в $11,9 млрд.



Источник: Ведомости