10.03.2004

НЛМК мало угля. Комбинат решил закупать сырье в Австралии



Юлия Федоринова
Дмитрий Симаков
Илья Хренников

         Рост цен на сталь бумерангом ударил по российским меткомбинатам. Вслед за увеличением выплавки металла выросла и стоимость сырья для его производства. Первым не выдержал Новолипецкий меткомбинат. В начале года он экспортировал через одесский порт Южный 72 000 т австралийского угля и, возможно, продолжит и дальше закупать сырье за рубежом.

        Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) - третье по величине в России сталелитейное предприятие. В 2003 г. комбинат выпустил 8,2 млн т проката. Выручка по МСФО за 2002 г. составила $1,7 млрд, чистая прибыль - $331 млн.

        Из трех крупнейших производителей стали лишь "Северсталь" почти полностью обеспечена коксующимся углем собственного производства. Новолипецкий и Магнитогорский меткомбинаты вообще не имеют собственных угольных предприятий. Но вслед за ростом цен на металл, растет и стоимость сырья для его производства. По данным "Северстали", цены на коксующийся уголь в прошлой году выросли на 28 - 29%. А в "Евразхолдинге" отмечают, что с начала 2004 г. цена на уголь выросла еще примерно на 40%. По словам топ-менеджера одной из угольных компаний, сейчас стоимость коксующегося угля колеблется в пределах $70 - 90 за тонну.

        В этой ситуации НЛМК решил начать закупки угля за рубежом. Как стало известно "Ведомостям", в начале года Независимая транспортная компания (НТК) организовала для меткомбината поставку 72 000 т угля из Австралии через одесский порт Южный. В самом порту "Ведомостям" заявили, что груз был принят в начале года. Однако собеседник "Ведомостей" заявил, что это была "одноразовая" сделка: "Для нас такие поставки экономически нецелесообразны". На самом НЛМК и в НТК ситуацию с закупкой угля в Австралии комментировать отказались.

        По словам замгендиректора консалтинговой компании "Металлургтранс" Игоря Чепланова, наиболее удобными для НЛМК портами всегда являлись три - помимо Одессы это Новороссийск и Санкт-Петербург. Впрочем, по его словам, импорт угля через Санкт-Петербург маловероятен, поскольку это вдвое увеличит стоимость морского фрахта. Но и доставка через Новороссийск была бы затруднительна, поскольку этот порт и так загружен на 125% , в то время как Южный, наоборот, недозагружен. Чепланов отмечает, что поставку угля из Австралии стандартной не назовешь, тогда как самим портам всегда интереснее именно такие поставки - с отработанными схемами отгрузки. Но если такая схема появится, то поставки зарубежного сырья могут быть продолжены, полагает Чепланов.

        "[В Австралии] заметно дешевле сама добыча, но зато фрахт сейчас очень дорог и в ближайшие годы, по нашим оценкам, будет только дорожать", - говорит вице-президент "Евразхолдинга" Александр Карлашов. Эксперт компании "Совкомфлот" Андрей Шариков оценивает стоимость перевозки угля из Австралии в Одессу в $30 - 35 за тонну. "72 000 т угля - это большая партия, - отмечает менеджер коммерческой дирекции "Северстали" Андрей Гельгорн. - К примеру, ежемесячные потребности "Северстали" в угле составляют около 500 000 т". По мнению Гельгорна, НЛМК вполне мог пойти на такой шаг с целью продемонстрировать российским угольным компаниям, что их цены на сырье слишком высоки.

        Впрочем, сами угольщики не считают, что покупка НЛМК угля в Австралии - это недружественный по отношению к ним шаг. "Когда рынок борется за потребителя, это было бы воспринято именно так, - объясняет топ-менеджер одной из угольных компаний. - Но сейчас ситуация иная, все только спасибо скажут". Собеседник "Ведомостей" напоминает, что стальные комбинаты наращивают выпуск продукции и поэтому нуждаются в увеличении поставок сырья. "Но поскольку вся угольная отрасль разобрана, то хозяин грузит сырье либо своему, либо дружественному металлургическому предприятию", - говорит он.

        Аналитик ОФГ Александр Пухаев также полагает, что решение НЛМК покупать уголь в Австралии обусловлено соотношением "цена - качество". "Качество австралийского сырья лучше, а разница в цене не будет очень большой", - отмечает он.

        НЛМК НЕ ОДИНОК: "Тулачермет" закупил пробную партию в 200 кг железной руды в Бразилии. Компания намерена провести испытания этого сырья, после чего примет решение о целесообразности ее использования в своем производстве.



Источник: Ведомости