10.03.2004

Некуда инвестировать. Уоррена Баффетта привлекает лишь игра против доллара



Михаил Оверченко

         Инвестиционный гуру Уоррен Баффетт в прошлом году заработал $825 млн, играя против доллара. Но второй по богатству человек в мире, которого нередко называют "пророком из Омахи" за точность в прогнозировании ситуации на финансовом рынке, не видит, где еще можно заработать. От серьезных инвестиций на фондовом рынке он воздерживается, считая, что американские акции слишком дороги.

        Компания Баффетта Berkshire Hathaway обнародовала результаты своей деятельности за 2003 г. Ее чистая прибыль выросла на 90% до $8,15 млрд, доходы - на 51% до $42,24 млрд.

        Сфера интересов Berkshire Hathaway, 40% акций которой принадлежат Баффетту и его жене, разнообразна. Значительная часть ее бизнеса связана со страхованием и инвестициями. Berkshire также контролирует множество компаний в таких секторах, как финансовые услуги, кондитерское производство, издательское дело, ювелирный бизнес, производство мебели, ковров, стройматериалов и др. Berkshire владеет пакетами акций таких компаний, как American Express (11,8% ), Coca-Cola (8,2% ), Gillette (9,5% ), Moody's Corporation (16,1% ), The Washington Post (18,1% ), китайская PetroChina (1,3% ).

        Уоррен Баффетт, председатель совета директоров и гендиректор Berkshire, за прошедший год богател быстрее всех в мире. По данным журнала Forbes, его состояние выросло на $12,4 млрд до $42,9 млрд.

        В письме акционерам, сопровождавшем публикацию годовой отчетности, Баффетт отметил, что в 2002 г. впервые в своей жизни начал играть на валютном рынке. Поскольку большинство активов, в которые инвестирует Berkshire, номинировано в долларах, Баффетт решил хеджировать валютные потери по ним. В 2003 г. он увеличил свои позиции на валютном рынке до $12 млрд в пяти валютах (их Баффетт, однако, не назвал). Это позволило Berkshire заработать $825 млн до уплаты налогов. Кроме того, покупая еще в 2002 г. спекулятивные ( "мусорные") облигации, компания старалась искать наиболее привлекательные выпуски бумаг, номинированных в евро; на сегодня позиции в этих бумагах составляют $1 млрд.

        В 2002 г. Berkshire активно работала на рынке американских "мусорных" облигаций, скупив их по дешевке на $8 млрд. С тех пор, считает Баффетт, эти бумаги сильно подорожали и дальнейшие вложения в них бесперспективны. "Вчерашние сорняки сегодня стоят, как цветы" - так он описывает ситуацию.

        Не хочет Баффетт увеличивать и вложения на фондовом рынке. В 2003 г. индекс S&P 500 вырос на 9,2% , а NASDAQ Composite - так и на все 50%. Известно, что Баффетт не участвовал в надувании технопузыря в конце 1990-х гг. , что позволило ему избежать масштабных потерь в результате обвала на фондовом рынке в 2000 - 2002 гг. Сегодня Баффетт тоже считает, что цена акций достигла справедливой стоимости. "Наш портфель [акций] мы оцениваем без энтузиазма и без пессимизма, - пишет он. - У нас есть доли в прекрасных компаниях, реальная стоимость которых в прошлом году выросла, но цены их акций сегодня соответствуют этой стоимости. Я сделал большую ошибку, не продав некоторые из наших крупных пакетов во время "большого пузыря". Если сегодня стоимость этих компаний [справедливо] отражена в их ценах, можете себе представить, что я думал четыре года назад, когда их реальная стоимость была ниже, а цены акций - выше".

        Письмо Баффетта порождает ощущение, что эксперты Berkshire, работающие на финансовом рынке, испытывают нехватку инвестиционных идей. "Главное для нас - генерировать идеи так же быстро, как мы генерируем наличность", - пишет Баффетт каждый год в разделе "Руководство по эксплуатации" в ежегодном отчете Berkshire. Однако в 2003 г. компания аккумулировала $36 млрд в виде наличных средств, а их годовой прирост составил $23 млрд. В письме Баффетт пожаловался акционерам на "жалкие процентные ставки", под которые вложены эти деньги.

        "Ключевой вопрос, который сейчас стоит перед всеми инвесторами, - когда в США начнут расти процентные ставки, - отмечает вице-президент банка "Держава" Александр Ушаков. - Наиболее опасно первое повышение, потому что у участников рынка будет ощущение, что процесс начался и когда он закончится, непонятно, поэтому риски будут закладывать в цены и облигаций, и акций". Это может ударить и по российскому рынку. В конце 1990-х гг. ставки в США достигали 6,5%. Если в ближайшие годы они будут расти, облигации "Россия-30" уже не будут торговаться, как сегодня, с доходностью 6,6% , отмечает Ушаков.



Источник: Ведомости