Игра по новым правилам. Финансисты надеются, что единый регулятор упростит их работуСевастьян Козицын Александр Беккер Андрей Панов Участники финансового рынка надеются, что с появлением нового мегарегулятора - Федеральной службы по финансовым рынкам - надзор за ними станет более гибким, а сроки внедрения новых финансовых инструментов сократятся. Но больше всего их радует то, что новое ведомство будет только следить за соблюдением правил игры, устанавливать которые будут Госдума и правительство. Во вторник президент Владимир Путин упразднил Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Надзорно-контрольные функции ФКЦБ, а также функции по надзору за пенсионными фондами, товарными биржами и аудиторами (см. врезку) переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Новая служба будет подчинена непосредственно премьер-министру Михаилу Фрадкову. "Пока у нас нет кандидатур [на этот пост]", - констатировал новый премьер Михаил Фрадков на пресс-конференции. Председатель ФКЦБ Игорь Костиков больше недели находится в отпуске. Нормотворческая деятельность на финансовом рынке - подготовка законопроектов и подзаконных актов - перейдет в компетенцию кабинета министров. Один из разработчиков президентского указа о новой структуре органов исполнительной власти пояснил на условиях анонимности, что издание нормативно-правовых актов будет регулироваться законами и постановлениями правительства, которые будут готовиться непосредственно в аппарате правительства. Председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский считает правильным, что функции правоустановления достанутся правительству, а не какому-то из министерств. "У этих ведомств не хватит специалистов, - говорит он. - К тому же предстоит большая работа по переводу нормативных актов бывшей ФКЦБ в законы и постановления правительства". Топ-менеджеры инвесткомпаний с восторгом встретили новость о том, что новый регулятор будет наделен исключительно надзорными функциями. "Это прекрасно, - говорит президент Brunswick UBS Марлен Манасов. - Многие постановления, которые выпускали чиновники ФКЦБ, по сути не зная правил игры на рынке, было невероятно трудно исполнять". Он надеется, что передача нормотворческой деятельности на рынке в аппарат правительства позволит избежать повторения подобной ситуации. Топ-менеджер крупной инвесткомпании вспоминает, что некоторые компании специально нанимали менеджеров для исполнения постановлений комиссии, которая, по его словам, выпускала их, для того чтобы искусственно ужесточить контроль за профучастниками. ФКЦБ была и автором, и контролером крайне противоречивых постановлений. С подачи комиссии парламент узаконил институт финансовых консультантов, без подписи которых комиссия не регистрировала проспекты эмиссий ценных бумаг. Большинство участников рынка возмущались тем, что появление финконсультантов привело лишь к росту трансакционных издержек, а экс-премьер Михаил Касьянов в ноябре прошлого года поручил чиновникам подготовить предложения по ликвидации этого института. Манасов надеется, что новая система регулирования финансового рынка позволит увеличить приток инвестиций в российскую экономику. Но он отмечает, что реализация этих планов во многом будет зависеть от руководителя и команды новой структуры. Гендиректор инвесткомпании "Метрополь" Михаил Слипенчук поясняет, что рынку требуется единое регулирование множества финансовых инструментов. Раньше МАП контролировал оборот фьючерсов и опционов, а ФКЦБ - их базовый актив - ценные бумаги. "Рынок переполнен денежной ликвидностью, и новых инструментов не хватает, - говорит Слипенчук. - Надеюсь, теперь их будут быстрее разрабатывать и внедрять". Пресс-секретарь упраздненной ФКЦБ Светлана Подгорная отметила, что создание ФСФР - логичный результат проведенной административной реформы. А один из руководителей упраздненного антимонопольного министерства сказал на условиях анонимности, что соединение функций финрегулятора в ФСФР - "правильный и логичный шаг ". БЫВШИЕ РЕГУЛЯТОРЫ: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) разрабатывала законопроекты и издавала постановления, регулирующие правила игры на фондовом рынке, следила за соблюдением законодательства по ценным бумагам эмитентами, лицензировала и контролировала деятельность брокеров и дилеров, управляющих компаний, депозитариев и регистраторов, бирж, инвестфондов и др. Министерство финансов надзирало за аудиторами, Министерство по антимонопольной политике (МАП) регулировало биржевую торговлю производными финансовыми инструментами и сырьевыми товарами, а Минтруд осуществлял надзор за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.
|