12.03.2004

Кузнецов вернулся. Его компания зарегистрировала алмазный брэнд



Анжела Сикамова

         Экс-глава Гохрана и бывший вице-президент "АЛРОСА" Герман Кузнецов нашел способ вернуться в алмазный бизнес. Его компания "Центр изучения и оценки юридических и экономических проблем бизнеса" зарегистрировала патент на использование товарного знака "русская огранка". Под этим брэндом российские производители бриллиантов традиционно продают свой товар за рубежом.

        Термин "русская огранка" (russian cut) подразумевает соблюдение геометрических параметров драгоценных камней, близких к пропорциям идеального бриллианта. Это классическая 57-гранная круглая форма с ровными углами. В мировой классификации соответствует определению ideal cut. В России на производстве такого рода продукции специализируется смоленский "Кристалл".

        ООО "Центр изучения и оценки юридических и экономических проблем бизнеса" зарегистрировано в 2001 г. Его учредителями являются Герман Кузнецов и его бывший помощник по Гохрану Владимир Скрипниченко.

        Как рассказал "Ведомостям" гендиректор Центра изучения и оценки юридических и экономических проблем бизнеса Владимир Скрипниченко, в октябре 2003 г. Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент) выдало его компании регистрационное свидетельство на использование торгового знака russian cut, предназначенного для продвижения продукции за рубежом. А в феврале 2004 г. была зарегистрирована марка "русская огранка" для внутреннего рынка.

        Регистрация этих торговых марок напрямую затрагивает интересы крупнейшего российского производителя бриллиантов - смоленского "Кристалла". Как рассказал "Ведомостям" руководитель пресс-службы "Кристалла" Эдуард Штирбеску, его предприятие в мае 2003 г. также подавало заявку в Роспатент на регистрацию этих торговых знаков, но до сих пор не получило никакого ответа от патентного ведомства. Штирбеску считает, что поскольку именно "Кристалл" занимается продвижением этого брэнда на рынок, то именно ему должны принадлежать права на его использование. Но что будет делать "Кристалл" в нынешней ситуации - судиться за брэнд или договариваться с его новым собственником, Штирбеску сказать не смог.

        Скрипниченко отказался говорить, для каких целей его компании понадобились патенты. Но собеседник "Ведомостей", близкий к компании, говорит, что Центр не обладает собственными гранильными мощностями. По его мнению, компания зарегистрировала права на этот брэнд с целью его дальнейшей перепродажи.

        Но эксперты считают бессмысленной регистрацию торговой марки, по сути обозначающую лишь высокое качество производимых бриллиантов. Вице-президент Ассоциации российских производителей бриллиантов Арарат Эвоян говорит, что в оптовой торговле торговая марка значения не имеет. "Бриллиант, по сути, лишь комплектующее для производства ювелирных изделий. Их реализуют оптом, и здесь гораздо важнее торговые связи компании и ее репутация, - отмечает он. - Все это у "Кристалла" и так есть. От получения торговой марки на свой товар, и без того известный на рынке, компания ничего не выиграет". Вице-президент "АЛРОСА" Юрий Дуденков отмечает, что термин "русская огранка" существует с советских времен "в качестве сленга". В то же время, по словам Дуденкова, "АЛРОСА" рассматривает возможность регистрации собственной торговой марки, которой у компании еще нет.

        Гендиректор гранильной фабрики "Руиз Дайамондс Лимитед" (входит в холдинг израильского диамантера Льва Леваева) Вячеслав Морозов говорит, что значение самого термина "русская огранка" несколько преувеличено. "Лет 10 - 15 назад камни русской огранки действительно пользовались спросом, - утверждает он. - Однако сейчас невозможно даже определить, что это такое. Есть понятия "хорошая огранка" и "плохая огранка". А бриллианты - товар обезличенный. Хорошо ограненные камни выглядят одинаково".

        Патентный поверенный юридической фирмы "Городисский и партнеры" Ирина Рогаль говорит, что если "Кристалл" предоставит данные о том, что именно благодаря его работе товарный знак "русская огранка" приобрел известность среди потребителей, то регистрацию можно оспорить в суде. В противном случае компании придется платить за использование брэнда его правообладателю.



Источник: Ведомости