12.03.2004

Беспризорный рынок. ФКЦБ уже нет, а ФСФР еще нет



Вчера российский фондовый рынок остался без регулятора. Согласно вступившему в четверг в силу указу президента, Федеральная комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) упразднена, однако новая регулирующая структура еще не создана. Остановилась регистрация проспектов эмиссий, отчетов о размещениях, продление лицензий и прочие рутинные, но необходимые для нормальной работы рынка операции. И насколько затянется это межвременье, пока никто сказать не может.
       Как известно, вступивший вчера в силу указ Владимира Путина "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" упразднил ФКЦБ (см. Ъ от 10 марта). Ее функции переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), положение о которой, согласно тексту указа, должно быть утверждено лишь в течение двух месяцев. Таким образом, со вчерашнего дня на фондовом рынке нет регулятора.
       Первый день фактического безвластия на рынке никак не повлиял на его участников. Их комментарии были схожи: "Мы продолжаем работать в прежнем режиме, но не понимаем, что происходит". Биржи вчера по привычке направили в ФКЦБ информацию о прошедших торгах.
       В самой упраздненной указом ФКЦБ Ъ заявили, что комиссия продолжает работу. "Поскольку процедура ликвидации только оформляется, то в рамках поручений, данных правительством, и согласно указу президента мы обеспечиваем выполнение функций, возложенных на нас действующим законодательством вплоть до образования ФСФР,– заявила Ъ пресс-секретарь ФКЦБ Светлана Подгорная.– Считаем, что невыполнение наших функций приведет к сбою в работе исполнительной власти, что недопустимо".
       Однако один из организаторов выпусков размещенных на днях облигаций сообщил Ъ: "В ФКЦБ нам сказали, что пока все процессы по регистрации приостановлены". Это было бы более логично. Ведь совершенно неясно, насколько легитимны будут решения, которые примет сейчас ФКЦБ. Надо ли, например, реагировать участникам рынка на ее предписания? Какие меры к ним имеют право применить сотрудники упраздненного органа и не будут ли они нарушением уже со стороны последних? Неясно, как регистрировать проспекты эмиссий и отчеты состоявшихся новых размещений ценных бумаг. Непонятно, что будет с квалификационными аттестатами. В общем, сотрудники ФКЦБ, конечно, могут действовать точно так же, как и прежде, однако вряд ли в этом есть хоть какой-то смысл, кроме психологической адаптации к новой реальности.
       Она, впрочем, идет довольно успешно. По словам источника Ъ в ФКЦБ, первый день здесь все были в шоке. Однако сейчас в комиссии откуда-то появилась уверенность, что базой для создаваемой ФСФР станет именно ФКЦБ. И уже к ней будут присоединяться финансовые функции Минтруда, МАПа и, частично, Минфина. Правда, даже если это и так, то пока неясно, какие именно.
       Так, вчера обнаружились разные версии самого указа, упраздняющего ФКЦБ. Согласно его тексту на сайте "Российской газеты", ФСФР передаются функции по контролю и надзору ФКЦБ, финансовые функции Минтруда и МАПа и "функции по контролю в сфере аудиторской деятельности Минфина, а также функции по контролю за деятельностью бирж". Текст же указа, размещенный на сайте dokument.kremlin.ru, представляющий собой отсканированные страницы с печатью канцелярии президента, содержит другой абзац, посвященный ФСФР. Вместо аудиторов и бирж он заканчивается формулировкой: "функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Минфина". Получается, указ изменился по дороге от канцелярии президента до газеты. Так что работа над перераспределением полномочий идет безостановочно, и здесь возможны сюрпризы и в будущем.
       Тем более что, по словам юристов, указ президента имеет признаки противоречий с законом "О рынке ценных бумаг". Дело в том, что, согласно закону, нормотворчество, контроль и надзор за фондовым рынком возложены на единый "федеральный орган исполнительной власти на рынке ценных бумаг". Согласно же указу, ФСФР как служба не вправе выпускать нормативные акты – в ее функции входит исключительно надзор и контроль. При этом указ не возлагает эти функции ни на одно из министерств. Так что вопрос о том, кто будет регулировать финансовые рынки, пока остается открытым.
ПАВЕЛ Ъ-ПРЕЖЕНЦЕВ