18.03.2004

РАО ЕЭС хочет конвертировать инвестиции в электростанции



Минэкономразвития внесло в правительство инвестиционную программу РАО "ЕЭС России" на три года. В ближайшее время документ, оказавшийся в распоряжении Ъ, будет рассмотрен на заседании правительства. Суть программы сводится к одному: ударными темпами достроить все электростанции, стройка которых уже начата.
       Трехлетнюю инвестиционную программу в РАО ЕЭС разработали впервые. Раньше все инвестпрограммы утверждались только на год, однако, поскольку в 2007 году РАО ЕЭС перестанет существовать, менеджмент компании предложил разработать инвестиционную и тарифную программы для компании сразу на три года. В этом случае и государство, и миноритарные акционеры энергохолдинга будут твердо знать, на что они могут рассчитывать. Потребителям тоже удобно – они также могут планировать свое развитие на ближайшую перспективу. Однако если тарифная программа должна быть готова к 1 апреля (во всяком случае, так обещала ФЭК, преобразованная позже в Федеральную службу по тарифам), то инвестпрограмма уже готова (см. справку).
       На первый взгляд она настораживает, потому что год от года цифры заметно снижаются: в 2004 году капитальные вложения РАО ЕЭС составят 21,2 млрд руб., в 2005 году – уже 17,4 млрд руб., а в 2006 году – 8,6 млрд руб. Однако ничего удивительного в этом нет. "Самые ударные стройки РАО ЕЭС намерено осуществить в этом году – мы должны достроить все, что начали. Во-первых, такое поручение нам дало правительство, а во-вторых, многие станции начали строиться очень давно, и часто дешевле продолжить строительство, чем тратить огромные деньги на консервацию недостроя, что к тому же чревато и техногенными катастрофами",– пояснила Ъ заместитель руководителя департамента РАО по работе со СМИ Марита Нагога. Поэтому, уточняет она, в этом году РАО ЕЭС возьмет много кредитов – их объем составит 6,5 млрд руб. На следующий год заемных средств будет уже меньше, а в 2006 году РАО ЕЭС будет преимущественно отдавать кредиты, в том числе и за счет выручки достроенных электростанций, которые к этому времени уже заработают и будут приносить прибыль.
       Именно поэтому трехлетняя инвестпрограмма охватывает далеко не все станции, а сосредоточена на главном – на долгострое. Сюда, например, не вошел важнейший для РАО ЕЭС проект строительства водоотвода для Саяно-Шушенской ГЭС. Проект масштабный: он потребует 6,5 млрд руб. и растянется на три года. Строить же это гидросооружение необходимо, так как без него, считают специалисты, крупнейшая в России гидростанция потенциально несет в себе угрозу техногенной катастрофы. "Если включать водоотвод в инвестпрограмму, то инвестпрограмму нужно будет 'срезать' на эту же сумму, поэтому, скорее всего, водоотвод будем строить за счет заемных средств",– уточняет госпожа Нагога. По ее словам, отдавать этот кредит можно будет частично за счет незначительного повышения тарифа ГЭС (в среднем на 10-15% в год, учитывая, что 1 КВт•ч электроэнергии, выработанной Саяно-Шушенской ГЭС, стоит 6 коп.) и частично за счет выручки ГЭС.
       На помощь региональных властей, в частности, Хакасии, на чьей территории зарегистрирована ГЭС, рассчитывать не приходится – регион дотационный. К тому же главу правительства республики Алексея Лебедя больше заботит раздел имущества между федеральным центром и регионом, нежели безопасность станции – на днях Арбитражный суд Сибирского федерального округа по иску правительства Хакасии признал незаконной приватизацию Саяно-Шушенской ГЭС. Господин Лебедь настаивает на том, что неправильно проведенная приватизация ущемляет интересы населения. В РАО недоумевают: чем ГЭС с самым дешевым в России тарифом на электроэнергию может ущемить интересы граждан и повредить развитию региона, когда налоги в бюджет Хакасии от деятельности Саяно-Шушенской ГЭС составляют 120 млн руб. в год (это на 50 млн руб. больше, чем платит в бюджет края крупнейшее предприятие региона – Саянский алюминиевый завод). При этом и в РАО ЕЭС, и в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом возмущены этим решением и намерены оспаривать его в Высшем арбитражном суде. В бывшем Минимуществе уверены, что Хакасия вообще никогда не имела отношения к Саяно-Шушенской ГЭС, так как до акционирования ГЭС находилась в федеральной собственности.
       Что же касается другой сибирской ГЭС – Богучанской, вокруг достройки которой также возникло много споров, то вчера Минэкономразвития поддержало вариант достройки станции, предложенный РАО ЕЭС,– постепенное увеличение доли частного инвестора в капитале ГЭС пропорционально росту объема вложенных средств. В Минэкономразвития придерживаются мнения, что лучше уменьшить мощность станции, но достраивать ее под контролем государства, чем просто продать ее частному инвестору. В министерстве Германа Грефа подсчитали, что в этом случае инвестиции могут привлекаться как за счет инвестпрограммы РАО ЕЭС, так и за счет прибыли будущей оптовой генерирующей компании (ОГК) #8, в состав которой включена Богучанская ГЭС. Доводы потенциального инвестора – свои предложения по этому вопросу в правительстве представила компания "Евросибэнерго", управляющая энергетическими активами "Русского алюминия",– о том, что большую часть энергии станция должна поставлять на новый алюминиевый завод, который планируют построить алюминщики, Минэкономразвития не устроили. Подчиненные господина Грефа уверены, что на энергию Богучанской ГЭС охотно найдутся и покупатели за рубежом – в Казахстане и Китае. В "Евросибэнерго" не теряют надежды отстоять собственный проект достройки – по словам начальника управления по работе со СМИ "Евросибэнерго" Игоря Агейчева, "Евросибэнерго" направило в правительство и в РАО конкретные предложения по достройке станции и планирует привлечь на эти цели более $800 млн. Выбор сделает правительство.
    Планируемые объемы финансирования капитальных вложений ОАО "РАО 'ЕЭС России'", ОАО ФСК ЕЭС и ОАО СО-ЦДУ ЕЭС в 2004-2006 годах с учетом заемных средств (млрд руб.)


2004 2005 2006
Всего 46,8 47,8 43,7
ОАО "РАО 'ЕЭС России'" 21,2 17,4 8,6
ОАО ФСК ЕЭС 24,1 27,7 32,1
ОАО СО-ЦДУ ЕЭС 1,5 2,7 3,0
Источник – РАО "ЕЭС России"
Формирование инвестиционной программы РАО "ЕЭС России" на 2004 год

Наименование объекта Собственные средства (млн руб.) Заемные средства (млн руб.)
Гидроэлектростанции
Бурейская ГЭС 7450 700
Ирганайская ГЭС 1150 200
Нижне-Черекские ГЭС 600 200
Богучанская ГЭС 400 200
Зарамагские ГЭС 200 60
Зеленчукская ГЭС 50 0
Тепловые станции
Калининградская ТЭЦ-2 2650 2700
Ивановская ГРЭС 400 2100
Сочинская ТЭС 1300 400
Мутновская ГеоЭС 60
Зоны затопления
Бурейская ГЭС 200
Прочие, в том числе 640
Объекты в Чечне 300
ПИР, инфраструктура 70
Резерв 147
Всего 15100 6560
Кроме того, Северо-Западная 1626 4000
ТЭЦ

АЛЕНА Ъ-КОРНЫШЕВА        

КоммерсантЪ