19.03.2004

Миллер возглавил реформу "Газпрома". Она начнется с разделения затрат



Ирина Резник

         Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер неожиданно сделал первый шаг в сторону той самой реформы, которой от него безуспешно добивались чиновники и независимые производители газа. Он сообщил "Ведомостям", что уже к началу 2005 г. "Газпром" введет отдельный финансовый учет транспортных издержек - а это необходимая предпосылка реформирования отрасли.

        Недавние заявления президента Владимира Путина о том, что к "Газпрому" нужно относиться "бережно", а реформа отрасли пока ограничится свободным доступом независимых производителей к трубопроводам, многие сочли сигналом о замораживании масштабной реформы монополии.

        Однако, похоже, сам "Газпром" теперь созрел для перемен. Вчера председатель правления компании Алексей Миллер рассказал "Ведомостям", каким образом до конца года будет изменена структура корпоративного управления "Газпрома". Ее суть в разделении финансовых потоков по видам деятельности: отдельно будут учитываться добыча, транспортировка, сбыт жидких углеводородов и газа, а также его переработка и подземное хранение.

        До сих пор чиновники и инвесторы постоянно упрекают "Газпром" в непрозрачности затрат. Как отмечает Сергей Глазер из Vostok Nafta, в финансовой отчетности "Газпрома" разделение по сегментам - транспорт, добыча, переработка - чисто формальное. По этой информации нельзя оценить реальные затраты компании - например, на транспортировку топлива. "Всем известно, что многие транспортные подразделения "Газпрома" занимаются еще и добычей, и переработкой, и сервисными услугами, зачастую субсидируя за счет транспорта прочий бизнес, - объясняет Глазер. - В итоге бухгалтерия "Газпрома" может приписывать транспортному сектору издержки, которые не имеют к нему никакого отношения". Это беспокоит и чиновников. Как отмечает первый замминистра МЭРТ Андрей Шаронов, именно непрозрачность транспортных затрат не позволяет рассчитать справедливую величину тарифов на транспортировку газа.

        Но в "Газпроме" готовы изменить ситуацию. По словам Алексея Миллера, до конца этого года в дочерних компаниях будут выделены подразделения для каждого вида деятельности, которые будут вести самостоятельный финансовый учет. "Мы планируем, что в 2005 г. "Газпром" войдет уже реструктурированным, - заявляет Миллер. - Преобразования позволят нам добиться абсолютно понятных и прозрачных затрат на транспортировку газа С это важно для установления обоснованных транспортных тарифов. Но что гораздо важнее - консолидация основных видов деятельности повысит эффективность управления всей системой дочерних обществ "Газпрома".

        Например, в структуре "Газпрома" появится 100% -ная "дочка", которая будет арендовать у монополии подземные хранилища и заниматься исключительно хранением газа, причем не только газпромовского. По аналогичной схеме, говорит Миллер, отдельными юрлицами станут сервисные и ремонтные предприятия, социальная инфраструктура, а также транспортировка, переработка и маркетинг жидких углеводородов. После реструктуризации "Газпром" внесет изменения в международную финансовую отчетность, и затраты по разным видам деятельности (большинство из которых сейчас внесено в раздел "Прочее") будут описаны более детально.

        Андрей Шаронов считает решение о раздельном учете затрат "важным шагом в сторону газовой реформы". "Опыт международных корпораций показывает, что вслед за разделением учета затрат следует разделение самой компании, - замечает он. - А на первом этапе выделение транспортных издержек позволит рассчитать наконец реальный тариф на транспортировку газа, а не виртуальный, как сейчас".

        Руководитель пресс-службы независимой газовой компании "НОВАТЭК" Михаил Лозовой считает, что ясность с затратами "Газпрома" позволит определить и объем инвестиций для увеличения мощностей газотранспортной системы. " Выгода "Газпрома" от выделения транспортных издержек очевидна, - считает Глазер. - Фактически компания вычленит монопольную составляющую - транспорт - и тогда сможет требовать, чтобы государство перестало регулировать цену газа, ограничившись транспортным тарифом". "Газпром" решил возглавить газовую реформу сам, чтобы провести ее в выгодном для себя ключе", - резюмирует аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров.



Источник: Ведомости