Кому верить? Россияне и европейцы отвечают на этот вопрос по-разномуАнфиса Воронина Екатерина Кудашкина Неправительственные организации - "Международная амнистия" и Greenpeace - вызывают у европейцев и американцев больше доверия, чем политики, правительства, бизнес и СМИ. Таковы результаты ежегодного исследования агентства Edelman PR Worldwide. А россияне, судя по данным социологов, продолжают верить президенту, церкви, военным и журналистам. Компании StrategyOne и WorldOne Research опросили в декабре 2003 г. и январе 2004 г. лидеров общественного мнения в Европе (по 150 человек в Великобритании, Германии, Франции) , Бразилии (150 человек) , Китае (200 человек) и США (400 человек). В телефонном опросе принимали участие люди с высшим образованием и годовым доходом не ниже $75 000. Участников опроса просили оценить свое доверие к институтам по 9-балльной шкале. Исследование проводилось в рамках ежегодного исследования доверия, проводимого компанией Edelman PR Worldwide. Жители США в целом гораздо доверчивее европейцев. Например, в доверии правительству сознались 48% американцев (39% годом раньше) и лишь 31% (25% год назад) европейцев. Бизнесу доверяют 51% американцев (на 3% больше, чем год назад) против 40% жителей Европы (35% за год до этого) , негосударственным организациям - 47% (49% за год до этого) против 41% (45% ). Самые доверчивые граждане живут в Китае (там доверяют госструктурам 47% опрошенных) и Бразилии (уровень доверия негосударственным организациям - 64% ). Хотя мнение европейцев и американцев о неправительственных организациях за прошедший год несколько ухудшилось, некоторые из них заметно выросли в глазах общества. Так, доверие американцев к "Международной амнистии" за год увеличилось на 10% - до 55% (в Европе показатель увеличился с 62% до 63% ), о доверии экологам из Greenpeace заявили 48% американцев (41% год назад) и 57% европейцев (51% год назад). Из бизнес-корпораций таким же доверием в США пользуются лишь пять: Bayer, Coca-Cola, Ford Motor Company, Johnson & Johnson и Microsoft. В Европе и вовсе ни одной компании не удалось превзойти показатель гуманитарных организаций, и лишь Microsoft сравнялась по доверию с Greenpeace. Старшего партнера агентства "Маслов, Сокур и партнеры" Михаила Маслова не удивляет медленный рост доверия к бизнесу в целом. "Отношение к бизнесу и раньше было двойственным, а корпоративные скандалы последних лет росту доверия к нему никак не способствовали", - напоминает он. Зато эксперты видят все основания такой популярности неправительственных организаций. "Они занимаются общественно значимыми проектами, а правительству не всегда приходится проводить популярные меры. Поэтому и рейтинг неправительственных организаций растет быстрее", - говорит руководитель отдела социальных проектов PR-агентства PRP Weber Shandwick Ирина Колотий. "Считается, что неправительственные организации не аффилированы с бизнес-структурами и не ангажированы ими. К тому же они часто занимаются популистской работой. Это позитивно воспринимается широкими слоями населения", - соглашается Маслов. Пристрастия же россиян пока заметно отличаются от выбора европейцев и американцев. Больше всего в нашей стране верят президенту: его рейтинг доверия в марте 2004 г. составляет 62%. Таковы данные опроса социологической компании "Левада-Центр" по выборке 2100 человек по всей России. Следующими в рейтинге традиционно следуют армия и церковь, им верят соответственно 28% и 41% сограждан, отмечает замдиректора "Левада-Центра" Алексей Гражданкин. "Доверие Думе, правительству и партиям существенно ниже. Неправительственные организации нашему населению вообще почти неизвестны, поэтому мы даже вопрос такой в опросы не включаем", - говорит он. Что касается бизнеса, большинство россиян склонны доверять бизнесу в целом, отмечая при этом отрицательное отношение и недоверие к крупному бизнесу. Зато журналистам в нашей стране пока везет больше, чем европейским и американским коллегам. Лишь 24% опрошенных в США и 28% европейцев признались, что доверяют медиа (годом ранее таких было 28% и 32% ). А россияне пока еще больше верят СМИ: по словам Гражданкина, 26% считают медиа "вполне заслуживающими доверия" и еще 45% - "не вполне заслуживающими". Но если бы опрос среди россиян проводился не по трехбалльной, а по девятибалльной шкале, уровень доверия к СМИ оказался бы "существенно выше", прогнозирует социолог.
|