23.03.2004

Экономная нация. Россияне стали тратить меньше денег на зарубежные поездки



Борис Грозовский
Роман Кутузов

         В 2003 г. россияне стали экономнее расходовать деньги за границей. Несмотря на рост доходов, российские туристы почти не увеличили ни количество зарубежных поездок, ни долю средств, которые на них расходуются. Впрочем, туроператоры довольны и этим, ведь европейцы тратят на туризм еще меньше россиян.

        В распоряжении "Ведомостей" оказалась статистика пограничной службы ФСБ по тратам россиян во время прошлогодних выездов за границу. Число личных и туристических поездок в 2003 г. выросло всего на 0,6% - с 15,88 млн до 15,97 млн (см. таблицу). При этом, по данным платежного баланса ЦБ за январь - сентябрь, во время поездок и на дорогу российские туристы израсходовали $9,16 млрд (на 13,8% больше, чем годом ранее - $8,05 млрд). В январе - сентябре 2002 г. эти расходы увеличились по сравнению с тем же периодом 2001 г. на 16,2%.

        Из данных ЦБ следует, что в среднем за одну зарубежную поездку российский турист потратил в январе - сентябре 2003 г. $494,7 (см. рисунок на стр. А1) , а на дорогу израсходовал еще $78,8. "Результаты удивительные", - говорит Наталья Акиндинова из Центра развития. Она напоминает, что за те же девять месяцев прошлого года реальные доходы российского населения выросли на 17% , при том, что на иностранный туризм за этот период россияне потратили лишь 5,5% доходов - меньше чем в 2001 - 2002 гг. (6,4 - 6,5% ). "Обычно считается, что, когда граждане богатеют, они меньше тратят на продукты и товары длительного пользования, а больше на услуги, включая туристические, а в 2003 г. доля туристических расходов [наоборот] сократилась", - удивляется Акиндинова.

        Впрочем, жители европейских стран оставляют за рубежом еще меньшую долю своих доходов, чем россияне, говорит Игорь Поляков из Центра макроэкономического анализа и прогнозирования. По его данным, европейцы тратят на туризм порядка 4 - 5% доходов. "Для нас иностранный туризм пока очень привлекателен благодаря высокому, подчас эксклюзивному качеству услуг [которые невозможно получить в России]", - говорит Поляков. Снижение доли средств, потраченных на туризм, он объясняет тем, что ГТК и ЦБ включают в оценку трат за границей покупку товаров челноками. До лета 2002 г. , когда были введены запретительные пошлины на подержанные автомобили, на эти цели, по оценке Полякова, ежегодно тратилось $2 - 2,5 млрд.

        Однако с учетом курсовых разниц в прошлом году российские туристы потратили за границей еще меньше денег, чем показывает статистика. В январе - сентябре 2002 г. евро в среднем стоил $0,93, а год спустя - уже $1,11, при этом, по данным ЦБ, в странах Европы россияне оставили 38,1% израсходованных за границей денег. "Получается, только благодаря росту курса евро к доллару расходы должны были вырасти примерно на 8% [из 13,8% общего роста]", - констатирует Поляков. Туристические компании отреагировали на рост евро массовым демпингом, что также снизило итоговые показатели заграничных расходов россиян. "У всех на памяти случай, когда туры в Египет на неделю предлагались по $69", - напоминает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. Впрочем, по ее словам, "человек мог удавиться за доллар, заказывая тур, а потом приехать в страну и легко прогулять в барах $1000".

        В следующем году, по прогнозу туроператоров, количество выезжающих за границу останется примерно на том же уровне, что и в 2003 г. , но обороты рынка будут расти за счет более дорогих и качественных услуг. "В новом сезоне цена перестанет играть определяющую роль для туристов, они будут больше обращать внимания на качество", - говорит замгендиректора компании "Натали-турс" Татьяна Чувилкина. Спрос смещается в сторону более дорогих туров, соглашается генеральный представитель компании "Тез-тур" Александр Синигибский. Впрочем, когда люди посещают то или иное место не в первый раз, они меньше тратят на экскурсии, отмечает он. В любом случае россияне пока радуют иностранные фирмы и туроператоров. "Наши - это не немцы, которые весь день с одной бутылкой пива сидят, - говорит Чувилкина. - Когда приезжают русские туристы, в барах кончается спиртное, поэтому русских в Испании очень любят".



Источник: Ведомости