23.03.2004


ВБД спасло укрепление рубля oт убытков в IV квартале



Сергей Рыбак

         Крупнейший производитель соков и молока - компания "Вимм-Билль-Данн" смогла избежать убытков по итогам IV квартала 2003 г. , о которых уже было поспешила предупредить инвесторов. Но холдингу помогло не улучшение продаж соков и молока, а укрепление рубля по отношению к доллару.

        Общая выручка ВБД в соответствии со стандартами US GAAP по итогам 2003 г. увеличилась по сравнению с 2002 г. на 14% и составила $938,5 млн. Сильнее всего, на 17,6% , росла реализация молочной продукции, объем продаж которой оценивается в $662,3 млн. Выручка от продажи соков составила $274,5 млн, продажи минеральной воды - $1,6 млн.

        Eще в декабре прошлого года руководители ВБД предупреждали финансовых аналитиков, что по итогам IV квартала холдинг может показать убытки. Менеджеры объясняли, что завод по производству йогуртов был запущен на полгода позже плана, а прибыльность молочного бизнеса упала из-за роста закупочных цен на молоко. Эксперты связывали разрыв переговоров о покупке контрольного пакета ВБД французской Danone с постоянно падающей эффективностью работы группы.

        ВБД все же удалось избежать убытков, хотя прибыль оказалась почти ничтожной. Вчера финансовый директор компании Владимир Преображенский сообщил журналистам и аналитикам, что по итогам IV квартала компания показала прибыль в $372 000. По словам финансового директора, незначительную прибыль удалось получить благодаря падению курса доллара к рублю, пик которого пришелся как раз на конец 2003 г.

        По его словам, из-за девальвации доллара по отношению к рублю в течение года компания получила дополнительный доход в $4,8 млн, из них около $3 млн было получено как раз в последние три месяца прошлого года. Дело в том, что практически вся выручка компании поступает в рублях, а около 15% затрат зафиксированы в долларах. Валюта идет в основном на закупку концентрата для производства соков. По сообщению Преображенского, операционные затраты составили около $890 млн.

        "Мы делали прогнозы [относительно возможного убытка] по итогам квартала в ноябре, чтобы люди не столкнулись с сюрпризами в марте, ничего сверхъестественного с компанией в это время не происходило, о чем говорит, например, рост курса наших акций", - объясняет финдиректор холдинга.

        Но независимые аналитики все равно недовольны итогами работы группы в прошлом году. Аналитик инвесткомпании "Объединенная финансовая группа" Алексей Кривошапко откровенно называет результаты ВБД "плохими". "Мы наблюдали рост продаж на 14% , а увеличение затрат на 35% ", - ссылается аналитик на данные компании "Вимм-Билль-Данн". Кроме того, аналитик обеспокоен падением чистой прибыли компании более чем на треть - с $35,7 млн в 2002 г. до $21,2 млн по итогам 2003 г. "ВБД интересует людей как компания, хорошо продающая соки и молоко. Если бы мы были заинтересованы в компании, эффективно размещающей деньги, то покупали бы акции, например, Сбербанка, комментирует Кривошапко спасительный для ВБД эффект от укрепления рубля.

        Александр Свинов из Альфа-банка полагает, что в конце прошлого года компания могла "подстраховаться", прогнозируя убытки по итогам квартала. "Прибыль в $300 000 при квартальном обороте в более $200 млн ничтожна", - соглашается Свинов.

        Менеджеры ВБД уверяют, что предприняли несколько шагов для улучшения ситуации. С нового года была изменена система дистрибьюции соков, теперь продажами в регионах на эксклюзивной основе занимаются восемь дилеров. Значительная часть из инвестируемых в этом году предполагаемых $100 млн в развитие компании будет направлена на улучшение системы дистрибьюции, а также изменение позиционирования и упаковки соков, обещает Преображенский. "Никогда не прилагали мы столько много усилий по модернизации компании и установке нового оборудования, как в прошлом году", - добавляет председатель правления ВБД Сергей Пластилин.

        Кроме того, в компании последовали кадровые перестановки. Теперь за все производство отвечает работавший ранее в российском отделении компании Coca-Cola Роберт Аудас, появился новый директор, отвечающий за развитие направления "сок" Александр Малютин, а также новые директора, ответственные за развитие бизнеса бутилированной воды, кадровую политику и PR. Все эти факторы, как полагает Преображенский, должны привести к увеличению доли рынка соковой продукции начиная с III квартала в этом году.

        Котировки обращающихся на Нью-Йоркской фондовой бирже ADR ВБД упали всего лишь на 3 цента, вчера стоимость акции в Нью-Йорке в 20. 00 по московскому времени равнялась $18,32.



Источник: Ведомости