Пустите конкурента на рельсы. Еврокомиссия обещает либерализовать железнодорожные перевозкиОлег Митяев Евросоюз готовится сделать новый шаг в реструктуризации железнодорожной отрасли. Если до сих пор чиновники требовали от стран - членов ЕС организовать конкуренцию на своих национальных рынках, то теперь они готовятся организовать единый европейский рынок железнодорожных перевозок. На прошлой неделе представителями правительств стран Евросоюза и депутатами Европарламента был окончательно согласован план полной либерализации рынка железнодорожных грузоперевозок к январю 2007 г. Предполагается, что уже в апреле он получит одобрение Европарламента. План предполагает, что с 2007 г. каждый европейский железнодорожный оператор сможет перевозить грузы из любой точки Евросоюза в другой пункт назначения на его территории. Это означает, например, что немецкая железнодорожная компания сможет перевозить товары из одного города Франции в другой. Претендовать на доступ к железнодорожной инфраструктуре других стран смогут лишь те компании, которые уже имеют подвижной состав и все необходимые лицензии. Кроме того, им необходимо получить за год до начала работы разрешение на пользование инфраструктурой других европейских стран. Следить за соблюдением недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре будет создаваемое Европейское железнодорожное агентство. Оно же будет заниматься гармонизацией технических стандартов и требований, предъявляемых к безопасности перевозок, чтобы позволить поездам быстрее пересекать границы с меньшим количеством проблем, чем в настоящее время. Правда, переход к полной либерализации железнодорожного транспорта в ЕС не будет одномоментным. Ситуация в отрасли в разных странах Евросоюза не одинакова. Во многих из них пока полностью господствуют национальные перевозчики-монополисты и инфраструктура не отделена от подвижного состава, тогда как в некоторых странах уже созданы условия для развития конкуренции между операторами подвижного состава. Основное требование Еврокомиссии к странам - членам ЕС сейчас - демонополизировать железнодорожные перевозки на своей территории. Автор плана либерализации рынка грузовых железнодорожных перевозок заместитель председателя Еврокомиссии Лойола де Паласио считает его одобрение "крупным шагом на пути создания единого европейского железнодорожного пространства". Главная цель еврочиновников - повысить конкурентоспособность грузовых железнодорожных перевозок. Министр транспорта Ирландии Симус Бреннан, председательствовавший на переговорах между представителями правительств стран - членов ЕС и Европарламентом, назвал пакет принятых законов "крайне важным для возрождения грузовых железнодорожных перевозок в Европе". Перевозки грузов по железным дорогам резко сократились за последние 30 лет. Их доля на европейском рынке упала с 21% в 1970 г. до менее чем 8% сейчас. "Качество услуг, предлагаемых на железных дорогах, остается далеким от удовлетворительного, - говорится в меморандуме ЕС. - Средняя скорость международных грузоперевозок железнодорожным транспортом упала до 18 км/ч - медленнее, у чем ледокола, открывающего Балтийский морской путь". Вслед за одобрением полной либерализации перевозки грузов по железным дорогам ЕС переключит внимание на усиление конкуренции пассажирских перевозок. Еврокомиссия уже предложила закон, который позволит железнодорожным операторам конкурировать друг с другом на всех пассажирских маршрутах с 2010 г. (Использованы материалы FT. )
|