Мода на кофейни вызвала рост продаж натурального кофеРост российского рынка кофе замедлился. В то же время меняется его структура: увеличиваются продажи натурального кофе и дорогих сортов растворимого. Еще одна тенденция — крупнейшие зарубежные производители открывают свои филиалы на территории России. Согласно данным Организации производителей кофе в России, в 2002 году объем потребления кофе в России составил свыше 80 тысяч тонн, что на 12-15 процентов больше, чем 2001-м. А в 2003 году потребление выросло еще примерно на 10 процентов — до 90-95 тысяч тонн. По мнению экспертов, в будущем году темпы роста кофейного рынка сократятся, но основные тенденции сохранятся. В 2002 году на одного россиянина приходилось в среднем в год 600 граммов кофе (для сравнения, в Европе каждый житель ежегодно потребляет около 3-4 килограммов). Соотношение потребления кофе и чая изменилось с 1:5 в 1999 году до 1:3,5 в 2002-м. Несмотря на то, что Россия считается "чайной страной", кофейный рынок растет гораздо быстрее чайного. Наиболее перспективными и привлекательными на рынке являются сегменты сублимированного растворимого кофе и зернового кофе в средней ценовой категории. Сейчас Россия занимает четвертое место в мире по потреблению растворимого кофе. По оценке международных экспертов, в 2003 году доля растворимого кофе составила 60-65 процентов от общего объема рынка. Потребление молотого и зернового кофе растет быстрее, чем растворимого, особенно в Москве и Петербурге, и в целом сейчас он занимает доминирующее положение в секторе общественного питания. Это связано с модой на кофейни, которые сегодня уже составляют солидную конкуренцию фаст-фуду и традиционным ресторанам. В кофейнях уютнее, чем в закусочных, где едят на скорую руку, и дешевле, чем в ресторанах. Туда стекается в основном молодежь. Агентство "РосБизнесКонсалтинг" опуликовало результаты исследования потребительских предпочтений московских кофеен. Менее всего "кофеманы" довольны ассортиментом закусок — более трети посетителей кофеен утверждают, что он их не устраивает. Вероятно, владельцы кофеен в большей степени фиксируют свое внимание на качестве напитка, давшего название заведениям. Также обращает на себя внимание и тот факт, что 29 процентов респондентов недовольны работой официантов. Несколько настораживает и ситуация с уровнем цен — почти четверть опрошенных остались им недовольны. В московских кофейнях цены на чашку кофе составляют в среднем от 60-100 рублей. Вероятно, москвичи ожидают приближения к общеевропейскому уровню — и по ценам, и по разнообразию, и по качеству обслуживания. Сколько же москвичи тратят в кофейнях? Почти четверть респондентов утверждают, что на одно посещение они тратят не более 200 рублей, что сопоставимо со счетом в кафе фаст-фуд и значительно ниже среднего счета при посещении ресторана. Впрочем, вряд ли получится ограничиться меньшей суммой — лишь 3 процента москвичей уверены, что смогут уложиться в 100 рублей. Чаще всего (почти для половины посетителей кофеен) величина счета колеблется от 200 до 400 рублей. Судя по средним ценам в московских кофейнях, на эту сумму можно приобрести одну-две чашки кофе и десерт. //Российская газета YARMARKA.NET |