Фармацевты опережают всехДэвид Ферн В прошлом году международный рынок лекарств вновь доказал, что не собирается идти в ногу с прочими рынками - у него иммунитет к общемировым тенденциям. Он вырос на 9% до $492 млрд, при том что общий рост мирового ВВП составил 3,2%. Объем 13 крупнейших рынков фармацевтической продукции, в том числе США, Европы, Латинской Америки и Японии, в прошлом году вырос на 8% до $315,4 млрд, говорится в отчете компании IMS Health. "Мировая индустрия лекарств в 2003 г. продолжала расти быстрыми темпами, несмотря на сложные экономические условия и давление на индустрию со стороны регуляторов, прессы и потребителей", - говорит Грэм Льюис, руководитель отдела стратегического консалтинга IMS. Аналитики компании отслеживают примерно 90% рынка фармацевтической продукции. Северная Америка по-прежнему остается опорой фармацевтов - продажи здесь в прошлом году выросли на 11% до $171,2 млрд. Объем семи европейских рынков вырос на 7% до $75,8 млрд. Рынок Японии, второй по величине после США, вырос всего на 3% до $52,5 млрд в основном из-за введенных правительством ограничений по ценам на лекарства. Зато продажи на остальных азиатских рынках выросли на 12% до $37,3 млрд. Самый стремительно растущий рынок аргентинский, продажи на нем выросли на 37%. Фармацевтическим компаниям пришлось заплатить за успех немалую цену: рост затрат на рекламные компании в последние несколько лет превзошел рост продаж. Расходы на маркетинг в Великобритании, Франции, Германии, Италии и Испании с 2001 г. выросли на 23%. Для всех, кроме производителей лекарств, выводы IMS малоутешительны - они показывают, что ведущие мировые державы страдают от неправильной диеты и нервных расстройств. Лучше всего, по данным исследователей, последнее время продаются лекарства для понижения уровня холестерина, препараты для лечения язвы и антидепрессанты. Быстрее всего в прошлом году вырос спрос на противоязвенный препарат Nexium производства компании AstraZeneca. По продажам он сегодня пятый в мире. Но в целом лекарства против ожирения побеждают, объем их продаж составил в прошлом году $26,1 млрд. Лидером рынка стал Lipitor, лекарство, уменьшающее уровень холестерина в крови. Именно с помощью Lipitor, которого было продано на $9,3 млрд, производящая его компания Pfizer подтвердила, что намерена оставаться крупнейшей фармацевтической компанией в мире. Несмотря на впечатляющие результаты прошлого года, по словам некоторых аналитиков, перспективы развития рынка не радужные. Продажи растут, но фармацевтическая отрасль уже не является одним из лидеров в научных разработках. По мере роста затрат на разработку новых лекарств, компании предпочитают укрупняться за счет поглощения конкурентов, говорится в исследовании консалтинговой компании Wood Mackenzie. Например, Pfizer выросла в значительной степени за счет покупки Warner-Lambert и Pharmacia. Как и другие фармацевтические группы, например GlaxoSmithkline, вторая по величине после Pfizer, швейцарская Roche и французско-германская Aventis, она вкладывает достаточно много в разработку новых препаратов. Тем не менее в основном они находятся на ранней стадии разработки, говорится в исследовании Wood Mackenzie. (FT, 19. 03. 2004, Кирилл Корюкин)
|