Великий поход China MobileДжастин Лау Руководство китайской корпорации China Mobile, крупнейшего в мире по числу абонентов оператора сотовой связи, объявило о планах наращивания бизнеса путем приобретения зарубежных компаний. China Mobile сообщает, что число ее абонентов быстро растет, как и объем передаваемого трафика, - даже без учета проводимой в корпорации долгосрочной программы расширения активов (в рамках этой программы China Mobile скупает региональные сети своей родительской компании). "Если не считать поглощений, то рост нашей прибыли в прошлом году выразился бы двузначным числом, - говорит Ван Цзяочу, председатель совета директоров и генеральный директор China Mobile. - Это свидетельствует о том, что органический рост бизнеса в компании по-прежнему очень динамичен". До сих пор China Mobile успела сделать пять крупных инфраструктурных приобретений, к июню корпорация рассчитывает купить у своей родительской компании еще 10 сетей связи. В результате этой политики сегодня у China Mobile в китайских провинциях уже есть 19 предприятий сотовой связи - для сравнения: в 1997 г. , когда корпорация произвела IPO, их было всего два. За прошедшие годы оборот этих предприятий вырос примерно в 10 раз. Подобные вливания активов широко практикуются китайскими телекоммуникационными корпорациями, принадлежащими правительству. Родительские компании при этом, как правило, являются закрытыми, в то время как акции дочек торгуются на фондовом рынке. China Mobile уже скупила у родительской компании большинство активов, и из-за этого аналитики опасаются снижения темпов роста ее прибыли в ближайшие годы. Ван Цзяочу называет такие опасения необоснованными, указывая на стремление China Mobile расширять бизнес за рубежом. По прогнозам руководителя, корпорация сможет путем покупки иностранных активов дополнить свои проектируемые сейчас службы 3G-связи сопутствующими услугами, например мультимедийными и развлекательными. "Если такая возможность нам подвернется и окажется выгодной для компании и ее акционеров, мы ее не упустим", - обещает глава China Mobile. Правда, конкретных планов такого рода на ближайшее будущее нет. Чистая прибыль корпорации в 2003 г. выросла на 9% и составила 35,6 млрд юаней ($4,3 млрд). Число абонентов увеличилось на 20,3% до 141 млн. При этом средний доход на одного абонента упал с 115 юаней до 102 юаней. Подразделение, предоставляющее услуги SMS, увеличило свой доход на 133,9% до уровня 9,9 млрд юаней, в остальных службах передачи данных доходы выросли на 112,1% до 2,9 млрд юаней. Прибыльность China Mobile до учета налогов и амортизаций (EBITDA) сократилась с 61,1% до 58,2% - это объясняется увеличением расходов на поглощения и маркетинговые программы, направленные на удержание клиентов в условиях обострения конкуренции. Число высокодоходных клиентов China Mobile составляет порядка 1,9 млн, и на их субсидирование корпорация в прошлом году потратила 3,7 млрд юаней. Несмотря на оптимизм руководителей China Mobile, аналитики гонконгского подразделения BNP Paribas Peregrine прогнозируют замедление роста прибыли корпорации. Так, по оценке аналитика Марвина Ло, в 2004 и 2005 гг. прибыль вырастет лишь на 5 - 6% , а в 2006 г. рост не превысит 2%. "Возможности для увеличения числа абонентов еще имеются, все более остро будет вставать проблема ценовой конкуренции и падения прибыльности", - предсказывает Ло. (FT, 18. 03. 2004, Александр Сафин)
|