Наворовали!. Составлен Топ-10 политиков, ограбивших свои страныМихаил Оверченко
В своем новом "Докладе о мировой коррупции" TI составила список 10 самых коррумпированных политиков последних десятилетий. Возглавил его Сухарто, присвоивший, по разным оценкам, $15 - 35 млрд (см. таблицу). Первую пятерку, состоящую из "миллиардеров", замыкает бывший президент Югославии Слободан Милошевич, политики из второй пятерки грабили свой народ менее эффективно: их "активы" составили миллионы долларов. При составлении списка эксперты TI анализировали информацию из СМИ и других открытых источников. Как сказал "Ведомостям" Миклош Маршал, директор TI по Европе и Средней Азии, рассматривались лишь руководители государств, покинувшие страну либо отстраненные от власти. Российские политики в список не попали. "Но мы планируем расширять список, и у нас есть кандидаты из стран бывшего СССР, которые могут стать его фигурантами", - говорит Маршал. По мнению председателя TI Петера Айгена, взяточничество и взяткодательство - "это преступление против человечности, об этом безоговорочно свидетельствует наследство в виде нищеты и отвращения, оставленное коррумпированными политиками". Самый тяжелый урон коррупция наносит жителям развивающихся стран, которым особенно трудно заработать себе на достойную жизнь из-за низкого развития экономики. Так, Заир за 32 года правления Мобуту Сесе Секо получил $12 млрд помощи, в основном от Всемирного банка. Большая часть этих денег исчезла, а в карманах Секо осело $5 млрд. Между тем ВВП на душу населения в стране составляет всего $99. Объем награбленного Сани Абачей оценивается в сумму до $5 млрд, что составляет 10% годового дохода Нигерии от нефтедобычи за пять лет правления генерала. Из денег Абачи, осевших на счетах швейцарских и лондонских банков, в Нигерию пока удалось вернуть $825 млн. В нынешнем докладе, посвященном политической коррупции, эксперты TI рассматривали не только банальное воровство и взяточничество, толкуя понятие политической коррупции чрезвычайно широко. России досталось от экспертов за отсутствие равного доступа к СМИ для всех политических сил. "Если во время предвыборной кампании, как это было на президентских выборах в России, действующая власть использует телевидение, которое существует на деньги налогоплательщиков, для достижения своих целей, - это пример политической коррупции. В США (хотя это тоже не идеал для подражания) президент должен привлекать деньги на свою кампанию, он не может использовать для этого госсредства: если он выступает по телевидению, он должен заплатить за это, как и оппозиция", - говорит Маршал. Ситуация, подобная российской, наблюдается в Гватемале и Уругвае, а также в Италии, где премьер-министр Сильвио Берлускони и владеет частными телеканалами, и регулирует деятельность трех государственных. "В других странах действуют довольно убого: бросают политических противников в тюрьму либо подтасовывают бюллетени. А мы используем всю возможную палитру средств, в том числе демократических, включая нашу свободную судебную систему, независимую прокуратуру, - все поставлены на службу [действующей власти]", - горько иронизирует президент фонда "ИНДЕМ" Георгий Сатаров. В декабре 2003 г. Россия подписала "Конвенцию ООН против коррупции", предусматривающую, в частности, создание органа, ответственного за проведение антикоррупционной политики. "Надо ее ратифицировать, создать этот орган. Если целенаправленно, серьезно заниматься [борьбой с коррупцией], добиться результата вполне реально. На это понадобится 30 - 40 лет", - говорит Сатаров.
|
||