Состоялось совместное заседание Исполнительного Совета РАСО и АКОС22 марта 2004 года в Центральном Доме Журналиста состоялось очередное заседание Исполнительного Совета Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), а также совместное заседание Исполнительного Совета РАСО и членов Ассоциации Компаний-консультантов по связям с общественностью (АКОС) Присутствовали: Шишкина М.А., Аксенов В.К., Баранников А.П., Глазырин А.В., Гнатюк А.К., Евстафьев В.А., Мандрова Н.А., Михайлов С.В., Моисеева В.В., Орлова Н.И., Помогалов В.А., Ситников А.П., Чумиков А.Н., Трофименко С.Г., Кузьменков И.А., Маслов М.А. Предоставили доверенности: Егорова Е.В., Кошелюк М.Е., Леонова О.А., Лукьяненко Т.К. О приеме новых членов в РАСО Председатель Комиссии РАСО по приему новых членов, президент ЦКТ "PRОПАГАНДА" Наталия Мандрова представила членам Исполнительного совета очередные заявления на вступление в корпоративные члены РАСО от двух коммерческих организаций: ЗАО "Группа предприятий "ОСТ" и ЗАО "Компания ТрансТелеКом". В качестве представителя от Группы "ОСТ" перед членами Исполнительного Совета выступила директор по корпоративным связям Мария Салуцкая. Она рассказала членам Исполнительного Совета о деятельности компании в сфере связей с общественностью и целях вступления в РАСО. Представитель компании "ТрансТелеКом", руководитель департамента по связям с общественностью Аркадий Матковский также выступил перед участниками заседания и выразил поддержку главным целям и задачам РАСО, а также заявил о готовности компании деятельно участвовать в проектах Ассоциации. После краткого обсуждения Исполнительный Совет РАСО постановил принять ЗАО "Группа предприятий "ОСТ" и ЗАО "Компания ТрансТелеКом" в состав корпоративных членов РАСО. В заключение обсуждения вопроса, Президент ОДО "Группа "ИМА" Андрей Гнатюк высказал мнение, что решение о вступлении в РАСО должно приниматься на уровне высшего руководства компаний, а не личным решением руководителей подразделений по PR. По его мнению, это позволит избежать проблем, которые могут возникнуть при смене места работы PR-директоров и вынужденном исключении этих организаций из членов РАСО, как недавно случилось, например, с "Импексбанком". Участники заседания согласились с этим мнением и приняли решение обращать особое внимание кандидатов на вступление на это важное обстоятельство. О вступлении в коллективные члены РАСО Ассоциации Компаний-консультантов по связям с общественностью (АКОС) Отдельно обсуждался вопрос о вступлении в состав коллективных членов РАСО Ассоциации Компаний-консультантов по связям с общественностью (АКОС). Как известно, большинство входящих в состав АКОС компаний являются корпоративными членами РАСО и имеют своих представителей в составе членов Исполнительного Совета. Вопрос о вступлении в РАСО в качестве коллективного члена был положительно решен ранее на заседаниях АКОС. Большинством голосов Исполнительный Совет РАСО постановил принять АКОС в коллективные члены РАСО с особым статусом, который будет обсужден на уровне президентов ассоциаций. О проекте Ассоциации менеджеров России "Рейтинг директоров по общественным и корпоративным отношениям" Ассоциация менеджеров России обратилась в РАСО с предложением поддержать создание "Рейтинга директоров по общественным и корпоративным отношениям". Данный проект представил директор Рейтингового агентства Ассоциации менеджеров Сергей Кубышко. Он рассказал членам Исполнительного Совета о том, что оценка деятельности директоров будет осуществляться на основе комплекса экспертных заключений и числовых показателей. Согласно проекту, в состав экспертов предполагается включить директоров по общественным и корпоративным отношениям ведущих российских и международных компаний, руководителей федеральных, центральных и региональных средств массовой информации, журналистов, пишущих на деловую тематику, представителей общественных организаций, специализирующихся в области общественных и корпоративных коммуникаций, руководителей ведущих российских консалтинговых компаний. В рамках обсуждения вопроса, вице-президент РАСО, генеральный директор агентства "Международный пресс-клуб. Чумиков, PR и Консалтинг" Александр Чумиков напомнил собравшимся о противоречивой истории проведения рейтингов в рамках PR-рынка, а также о том, что любая экспертная оценка имеет существенные недостатки. В первую очередь, вопросы вызвал состав экспертов проекта. Участники заседания предложили дополнительно обратиться к руководителям специализированных агентств по связям с общественностью, поскольку их опыт и знание рынка могут существенно повысить эффективность проведения данного исследования. Не меньше вопросов вызвали и числовые показатели рейтинга. В частности, президент ЦКТ "PRопаганда" Наталия Мандрова высказала мнение, что анализ публикаций в СМИ будет отражать, скорее, эффективность работы пресс-секретарей, нежели директоров по корпоративным отношениям, спектр деятельности которых далеко не исчерпывается взаимодействием со СМИ. Присутствовавший на заседании директор по корпоративным отношениям компании "Бритиш американ тобакко Россия" Владимир Аксенов подтвердил высказанные мнения и сообщил, что в его департаменте по корпоративной политике только 30% деятельности связано с PR. По его мнению, даже показатели PR-бюджета и его динамика не отражают, по существу, эффективность работы соответствующих директоров. Владимир Аксенов также обратил внимание организаторов проекта на важность квалифицированной подготовки не только состава экспертов, но и списка самих рейтингуемых лиц и компаний. Общее мнение участников заседания выразил Управляющий партнер агентства "Михайлов и Партнеры. Управление стратегическими коммуникациями" Сергей Михайлов: Ассоциация менеджеров последовательно и успешнее других проводит рейтинги в данной проблемной области, и пытается сделать то, что пока не удается сделать самим операторам рынка. Подобные рейтинги в любом случае будут появляться и всегда вызывать множество объективной критики. Однако, при поддержке профессиональных ассоциаций, рынок получит более квалифицированные результаты. Вице-президент РАСО, президент КГ "ИМИДЖ-Контакт" Алексей Ситников предложил коллегам из Ассоциации менеджеров провести консультации со специалистами по разработке методики учета экспертных оценок и выразил готовность оказать личную помощь в этом вопросе. После подробного обсуждения всех деталей проекта, участники заседания приняли решение поддержать проект Ассоциации менеджеров, с учетом рекомендаций членов Исполнительного Совета РАСО и при условии согласования с представителями РАСО методики проведения рейтинга. Учитывая проектные сроки подготовки рейтинга (II квартал 2004 года), принято решение провести все необходимые консультации в сжатые сроки. Об изменениях в составе Исполнительного Совета РАСО В соответствии с Положением о региональных отделениях и представительствах РАСО, Исполнительный Совет принял решение о включении в свой состав Владимира Помогалова, руководителя Отделения РАСО в Центральном федеральном округе. Кроме того, исполнительная дирекция РАСО обратилась к членам Исполнительного Совета с просьбой своевременно сообщать о причинах своего отсутствия на заседаниях согласно положению об Исполнительном Совете РАСО. Об итогах Фестиваля "Дни PR в Москве - 2004" Президент РАСО, декан факультета журналистики СПбГУ Марина Шишкина доложила участникам заседания об итогах проведения ежегодного Фестиваля "Дни PR в Москве - 2004". Мероприятия международной конференции "Брендинг в бизнесе и политике: первые открытия XXI века" посетили более 350 человек, было аккредитовано более 130 журналистов. 25 февраля успешно состоялось шесть круглых столов по различным аспектам применения технологий брендинга, получено множество комплиментарных откликов от участников и партнеров фестиваля. Президент РАСО особо отметила развитие сотрудничества с представителями крупных промышленных холдингов, импульсом к которому стало проведение круглого стола "Брендинг крупных корпораций". Марина Шишкина от имени РАСО поблагодарила Алексея Ситникова и Андрея Силантьева за отличную организацию мероприятий в рамках фестиваля: Международного дня политконсультанта 24 февраля и Студенческой конференции "Перспективы брендинга в России: взгляд в будущее" 27 февраля. Обсуждая итоги "Дней PR", вице-президент РАСО, генеральный директор агентства "Международный пресс-клуб. Чумиков, PR и Консалтинг" Александр Чумиков высказал критические замечания относительно того, что подготовка докладов спикерами оставляет желать лучшего. В свою очередь, генеральный директор коммуникационного агентства "SPN Granat" Андрей Баранников сообщил, что решением оргкомитета Международного форума The Baltic PR Weekend, который состоится в сентябре в Санкт-Петербурге, установлено жесткое требование к спикерам: предоставить тезисы докладов и презентации в электронном виде за 30 дней до начала мероприятия. Это требование может быть отменено только для именитых высокопоставленных чиновников, если таковые посчитают возможным выступить на мероприятии. Председатель правления КГ "Point Passat" Сергей Трофименко высказал мнение, что в следующий раз можно сократить количество и продолжительность круглых столов в целях оптимизации проведения мероприятия. О PR-справочнике - 2004 Исполнительный директор РАСО Наталья Орлова доложила членам Исполнительного Совета о ходе подготовки проекта очередного издания полного справочника по PR-отрасли в России. Она сообщила, что новое издание станет очередным инструментом информирования потенциальных заказчиков PR-услуг о деятельности и специализации агентств по связям с общественностью, способствовать распространению информации о деятельности РАСО и других профессиональных объединений в области PR, будет представлять интерес для образовательных учреждений по связям с общественностью и исследовательских центров. Подробное обсуждение параметров издания справочника уже было проведено с членами Исполнительного Совета РАСО в заочном режиме, и участники заседания подтвердили, что одобряют проект. Об активизации сотрудничества с отраслевыми средствами массовой информации в области связей с общественностью Президент РАСО Марина Шишкина, от лица главного редактора профессионального научно-популярного журнала "PR-Диалог", предложила членам Исполнительного Совета шире использовать возможности профессиональной прессы для популяризации деятельности Ассоциации и ее членов и присвоить журналу статус официального издания РАСО. В ответ на это вице-президент РАСО, президент КГ "ИМИДЖ-Контакт" Алексей Ситников предложил провести рабочее совещание с руководителями всех профессиональных изданий, таких как "Советник", "PR-Диалог", "Со-Общение", и решить стратегические вопросы взаимодействия в режиме круглого стола. По его мнению, потенциал отраслевой прессы не до конца используется. Участники заседания решили провести данное совещание на следующем заседании Исполнительного Совета, намеченном на апрель 2004 года. О конференции "Стратегическое управление коммуникацией - новый этап развития связей с общественностью" в г. Воронеже Руководитель Отделения РАСО в Центральном федеральном округе Владимир Помогалов сообщил членам Исполнительного Совета о том, что 30 и 31 марта в г. Воронеже состоится межрегиональная научно-практическая конференция "Стратегическое управление коммуникацией - новый этап развития связей с общественностью", организованная Отделением. К участию в конференции приглашены представители бизнеса, органов власти, средств массовой информации и специалисты по PR центрального федерального округа. В программе конференции запланировано участие президента РАСО Марины Шишкиной и вице-президента РАСО Алексея Ситникова. О рейтинге российских PR-агентств Президент АКОС, Председатель правления КГ "Point Passat" Сергей Трофименко сформулировал консолидированную позицию членов Ассоциации по поводу проведения рейтинга PR-агентств: АКОС выступает против проведения рейтингов без объективных рыночных показателей. По мнению членов АКОС, проведение такого рейтинга объективно возможно только через два-три года, когда финансовые показатели работы агентств будут открытыми. В то же время, Президент РАСО Марина Шишкина объявила о том, что велись предварительные переговоры с представителями крупных коммерческих структур по поводу финансирования проекта рейтинга, и сообщила, что у многих потенциальных клиентов PR-агентств есть заинтересованность в появлении адекватного инструмента для выбора партнеров. Далее участники заседания в режиме обсуждения пытались сформулировать весь комплекс вопросов, связанных с методикой оценки работы PR-агентств. Речь шла о самой цели рейтинга, о возможных объективных показателях уровня развития, успешности и эффективности работы PR-агентств, о проблемах достоверности информации, предоставляемой агентствами, в частности, о финансовых показателях деятельности и осуществленных проектах и др. При этом были высказаны различные мнения относительно данной проблемы. Вице-президент РАСО, президент КГ "ИМИДЖ-Контакт" Алексей Ситников, как и на прошлом заседании Исполнительного Совета РАСО, заявил, что альтернативой рейтингу может стать каталог-справочник организаций, которые профессионально занимаются коммуникационными проектами, своеобразный путеводитель по рынку для потенциальных клиентов, возможно, с системой поиска по отдельным показателям, таким как виды услуг и отраслевая специализация агентств, региональные филиалы и т.п. Существенная часть операторов рынка видит единственную возможность проведения адекватного рейтинга исключительно по финансовым показателям, принятым в международном сообществе: оборот компании в денежном выражении и отношение оборота к фонду заработной платы сотрудников. Однако, даже в этом случае обнаруживаются существенные трудности при анализе общего оборота агентства и выделении из него той доли, которая приходится непосредственно на PR-деятельность. Генеральный директор КГ "Кузьменков и Партнеры" Илья Кузьменков отметил, что крупные заказчики все чаще запрашивают данные внешних аудиторских проверок и ориентируются на эти данные при выборе партнеров. В этой связи он предложил провести тендер из числа независимых консалтинговых и аудиторских компаний, не имеющих отношения к PR-деятельности, на предмет профессиональной разработки методики и организации проведения рейтинга, в том числе и с учетом конфиденциальной информации. По его мнению, именно такой рейтинг нужен клиентам и необходим для отсева непрофессионалов и имитаторов PR-деятельности. В подтверждение своим словам он привел конкретный пример, когда тендер на крупный заказ выиграло никому неизвестное агентство, предложив за свои услуги цену в 20 раз меньшую, нежели это возможно при профессиональном подходе к организации PR-проектов. В это же время, Управляющий партнер агентства "Михайлов и Партнеры. Управление стратегическими коммуникациями" Сергей Михайлов сообщил, что объективный рейтинг по оборотам необходим и самим агентствам, чтобы определить точку капитализации своей компании, выяснить эффективность вкладываемых средств в контексте успешности компании на рынке. В ответ на это, вице-президент РАСО, генеральный директор агентства "Междуародный пресс-клуб. Чумиков, PR и Консалтинг" Александр Чумиков напомнил участникам заседания об аналогичном решении Исполнительного Совета РАСО, которое было высказано еще в прошлом году при обсуждении проблемы рейтинга. Первые шаги при подготовке рейтинга понятны - проработать вопрос внешнего финансирования, объявить тендер, составить техническое задание и поручить разработку методики профессионалам. Однако этап реализации следующих организационных шагов слишком туманен, поскольку проблема объективных критериев оценки до сих пор не решена принципиально в сообществе, а любой экспертный рейтинг в этой сфере признается самими операторами рынка неадекватным реальной ситуации. В контексте обсуждения рейтинга, старший партнер агентства "Маслов, Сокур и Партнеры" Михаил Маслов сообщил участникам заседания о поступившем в адрес АКОС предложении ИД "Коммерсантъ" о подготовке проекта "Проверено. Коммерсантъ" имеющим целью представить полную информацию о деятельности российских консалтинговых фирм, в частности и PR-агентств. Авторы проекта планировали представить различные аналитические материалы о PR-рынке, в том числе данные последних рейтингов агентств. Поскольку таких данных нет, авторы проекта попросили предоставить перечень из 20-30 агентств, которые признаются сообществом лидерами рынка. Михаил Маслов предложил членам Исполнительного Совета РАСО принять участие в подготовке проекта, сформировать своеобразную "панель" экспертов и в режиме круглого стола обсудить этот перечень в целях максимально объективного представления основных фигурантов рынка. Вице-президент РАСО, генеральный директор агентства "Международный пресс-клуб. Чумиков, PR и Консалтинг" Александр Чумиков предложил сформировать такой список на основе следующих данных: членство в профессиональных ассоциациях (РАСО и АКОС), наличие профессионального сертификата в области связей с общественностью, призы и награды профессиональных конкурсов. В ответ на это, генеральный директор КГ "Кузьменков и Партнеры" Илья Кузьменков выразил сомнение по поводу объективности таких показателей, как, например, премии профессиональных конкурсов, и привел пример из собственной практики, когда проект агентства "Кузьменков и Партнеры" не получил призов Национальной премии в области связей с общественностью "Серебряный Лучник", но в то же время был удостоен высшей мировой награды в сфере PR - IPRA Golden World Award. По итогам обсуждения, участники заседания приняли решение сформировать экспертную группу по вопросу проведения рейтинга PR-агентств, в том числе и для сотрудничества в рамках проекта ИД "Коммерсантъ", и назначили ответственных от лица АКОС старшего партнера агентства "Маслов, Сокур и Партнеры" Михаила Маслова, а от лица РАСО вице-президента РАСО, президента КГ "ИМИДЖ-Контакт" Алексея Ситникова. Результаты работы экспертной группы решено рассмотреть на очередных заседаниях Исполнительного Совета РАСО и АКОС. |