08.04.2004


Розничные продажи соков в городах России с населением от 10 тыс. жителей



По оценкам ACNielsen, рост розничных продаж соков в городах России с населением от 10 тысяч жителей составил 25% в натуральном выражении в 2003 году против 2002-го. В Москве рост продаж был несколько меньше - 19% в натуральном выражении. (В данном исследовании НЕ учитывались продажи в HoReCa). На Москву приходится четверть всех продаж соков, однако наиболее динамично развивалось потребление в небольших городах с населением 10-50 тыс. жителей.
Рост сокового рынка происходил на фоне увеличения дистрибьюции категории, средних продаж на торговую точку и полочного пространства, выделяемого под соки.
Важным каналом продаж на уровне России являются продуктовые магазины (54%), значимость которых увеличивается. Растет также значимость супермаркетов и минимаркетов на фоне уменьшения доли открытых рынков. В Москве структура продаж значительно отличается: вклад рынков, супермаркетов аналогичен доле продуктовых магазинов (около 30%).:



Основные сегменты сокового рынка - так называмый 100%-ный сок и нектары. На них приходится до 95% физического объема продаж соковой категории в городах России с населением от 10 тысяч жителей. Оставшуюся долю занимают различные сокосодержащие напитки (сюда не относятся молочно-соковые напитки). Сегмент нектаров очень динамично развивался в течение 2003 года. Его доля в физическом объеме продаж выросла с 47% до 50,5%. Доля 100%-ных соков сократилась с 46,4% в 2002 году до 43,6% в 2003.

Наиболее популярный вкус с тенденцией к росту - фруктовые смеси. В тройку наиболее покупаемых вкусов входят также яблоко и апельсин. Вместе на эти три вкуса в 2003 году пришлось 57% физического объема продаж соков.

Четыре крупнейших производителя - "Вимм-Билль-Данн", ЭКЗ "Лебедянский", "Мултон" и "Нидан" - в 2003 году контролировали 86% розничных продаж в городах России с населением от 10 тысяч жителей и 91% продаж в Москве.