14.04.2004

"Билетная мафия" прорвалась на чемпионат Европы по футболу



На чемпионат Европы по футболу в Португалию в июне отправятся 5-7 тыс. наших болельщиков. За 10 дней самое западное государство Старого Света посетит столько россиян, сколько обычно приезжает в страну за полгода. Большая часть футбольных турпакетов продана уже сейчас. Хотя организация поездок оставляет желать лучшего: одна из компаний, занимавшихся отправкой туристов на чемпионат, уже скрылась с деньгами клиентов, а оставшихся продавцов туров на чемпионат спортивные чиновники обвинили в спекуляции билетами на матчи.

Португальские власти надеются, что во время финального турнира чемпионата Европы по футболу 2004 года страну посетят от 350 тыс. до полумиллиона туристов. Местная гостиничная ассоциация уже подсчитала, что в июне-июле отели будут заполнены в среднем на 80%, что на 20% выше обычного уровня. Хотя цены на гостиницы уже выросли вдвое. Поездка на чемпионат обойдется недешево. Туры, включающие в себя авиаперелет, размещение в гостиницах, питание, трансферы и иногда экскурсии, в разных компаниях стоят в среднем от 900 до 3,3 тыс. евро. При этом билеты на матчи оплачиваются отдельно. Спрос на поездки довольно велик. По словам Леонида Мосина, директора спортивных программ компании "Роза ветров", два чартера, которые эта фирма собирается отправить в Португалию, уже загружены, и купить тур сейчас довольно сложно. Относительно дешевое гостиничное размещение выбрано полностью.

С местами на матчи ситуация обратная: по данным Анатолия Житнухина, замгенерального директора компании "Интерюнион М", в первую очередь были раскуплены именно дорогие билеты первой категории. "На чемпионат едут в основном состоятельные люди", - объясняет он.

Болельщики собираются посещать в основном отборочные матчи с участием нашей сборной, а также полуфинальные и финальные игры. Российские футболисты будут сражаться с испанцами, греками и португальцами. На первых двух матчах российскому сектору выделено по 6 тыс. мест. Игру с хозяевами поля могут посмотреть 12 тыс. наших болельщиков. Билеты выделяются Российскому футбольному союзу, который, по словам его представителя Андрея Тарабрина, передает все полномочия по распределению квот своему коммерческому партнеру - "Футбольному турагентству" (ФТА). Теоретически только эта компания имеет право продавать в России билеты на чемпионат.

Фирмы, отправляющие туристов в Португалию, должны от имени своих клиентов бронировать места у ФТА и по соглашению с агентством не имеют права устанавливать собственную наценку на билеты. У ФТА места на матчи с участием российской сборной по категории "3-2-3" стоят 350 евро плюс 10% комиссии. Но на сайтах турфирм можно найти самые разные расценки. Например, "Роза ветров" предлагает пакет билетов третьей и второй категории на все российские матчи за 680 евро. У Alto Sol билет второй категории на один матч стоит 440-670 евро, третьей категории - 380-590 евро. Билеты на четверть- и полуфинал (преимущественно первой категории) у турфирм стоят в среднем около 700 евро, на финал - 1300 евро.

Такая разница в ценах дала спортивным чиновникам повод обвинить туроператоров в спекуляции. Последние относятся к критике в свой адрес по-разному. Житнухин, например, считает обвинения вполне справедливыми. "Мы приобретаем места для своих клиентов только у ФТА и не собираемся рисковать болельщиками, отправляя их не в российский сектор. ФТА - единственный авторизованный и уполномоченный представитель футбольного союза, и легитимно работать можно только с ним", - говорит он. "Интерюнион М" предлагает билеты точно по базовым расценкам ФТА. Житнухин полагает, что зарабатывать турфирмы должны на другом.

Мосин, напротив, про ограничение на наценку в соглашении с агентством ничего не знает. Да и места "Роза ветров" бронирует не только через этот канал. "Билеты достаются нам по разной стоимости. Если бронировать через УЕФА, то получается даже дешевле, чем через ФТА. Но мы берем места и у брокеров, и у национальных футбольных федераций других стран, и они нам обходятся значительно дороже. Поэтому и клиентам мы можем предлагать любые условия. Вообще, все эти разговоры о фиксированных ценах на билеты - не больше чем коммерческая игра. Мы продаем целый турпакет, который включает в себя и места на матчи, и гостиницу, и перелет. И как мы произведем ценовую разбивку внутри этого пакета - это уже наше личное дело", - утверждает Мосин.

Но спекуляция - еще не самый большой грех турфирм. Московская компания Concorde Travel, например, в конце марта просто исчезла. Разумеется, с деньгами, заплаченными за оформление туров на чемпионат. Одно из региональных агентств, воспользовавшихся услугами Concorde, лишилось предоплаты в размере 18 тыс. евро, сделанной еще в декабре прошлого года. Еще одно агентство потеряло 12 тыс. евро, внесенных за турпакеты корпоративными клиентами. Сколько в итоге окажется таких пострадавших - пока не известно. Телефоны директора Concorde Петра Павлова молчат.


Как проверить надежность турфирмы

Случаи, когда турфирма исчезает с деньгами клиентов, происходят не так уж редко.

- Обезопасить себя на сто процентов от действий недобросовестных компаний практически невозможно, - говорит Дарья Родкина, юрист агентства Persona Grata. - Но есть определенный набор правил, которые помогут клиенту понять, насколько серьезно работает турфирма. Надо обратить внимание на офис. У серьезной компании всегда есть место для общения с клиентами. На стенах должны быть вывешены документы: свидетельство о регистрации юридического лица (оригинал или нотариально заверенная копия), копия лицензии, причем клиент вправе потребовать взглянуть на оригинал. Если по документам компания работает уже достаточно давно, стоит поинтересоваться, сколько времени она занимается туристической деятельностью и как долго работает по выбранному туристом направлению. У солидной компании есть собственная печатная продукция (каталоги с информацией) и информационное табло, где показаны все типовые документы и информация по странам.

Если клиент сомневается в состоятельности турфирмы, он может обратиться за информацией в Российский союз туриндустрии (РСТ), членами которого являются почти все серьезные туроператоры. Или же в туристическое представительство интересующей его страны. Но следует иметь в виду, что РСТ - общественная организация, которая готова дать информацию о компании, но не рассматривает жалобы. А иностранные турпредставительства могут дать информацию в порядке справки, но в принципе делать это не обязаны.

Как поступать, если вы уже оказались в печальной ситуации, когда фирма исчезла с вашими деньгами
.

- Обращаться следует в отделение милиции по месту нахождения офиса турфирмы, - советует Дарья Родкина. - При этом важно, чтобы заявление было не только принято, но и зарегистрировано.

Довольно типичный случай: исчезает туроператор, страдает его агентская сеть, через которую были проданы турпакеты клиентам. В этом случае клиент "все равно прав" и деньги имеет право требовать с агентства, так как договор на покупку путевки был заключен с ним. Агентство обязано вернуть обманутому клиенту стоимость тура.

Бывает и так, что фирма никуда не исчезает, а разоряется и не может выполнить обязательств перед клиентами. В этом случае потерпевшие смогут получить деньги только по завершении процедуры банкротства.

Известия