14.04.2004

Решительное контротступление. Российский бизнес оставляет себя заложником в Ираке



После вчерашнего инцидента с захватом российских заложников в Ираке МИД России рекомендовал всем российским гражданам воздержаться от поездок в Ирак, а уже находящимся там – покинуть страну. Цена вопроса – $1 млрд. Именно во столько сейчас оценивается стоимость контрактов, исполняемых российскими компаниями в Ираке. Самый крупный исход из него сотрудников российских компаний имел место в феврале–марте прошлого года, накануне начала операции войск коалиции по свержению Саддама Хусейна,– тогда страну покинуло более 2 тыс. человек. Как выяснил Ъ, на сей раз столь масштабного бегства не повторится – несмотря на очевидную опасность, грозящую их сотрудникам, компании, заинтересованные в долгосрочном присутствии на иракском рынке, готовы продолжать сотрудничество с временной администрацией Ирака.         Эвакуаторы
       Начало масштабных волнений в Ираке и инцидент с захватом восьми сотрудников "Интерэнергосервиса" заставили большинство работающих в стране российских компаний пересмотреть планы по продолжению работы своих специалистов в этой стране. Наибольшее количество работников в Ираке – у ФГУП "ВО 'Технопромэкспорт'", которое строит расположенную под Багдадом ТЭЦ "Юсифия". Председатель "Технопромэкспорта" Сергей Моложавый вчера заявил Ъ: "Решение об эвакуации из Ирака сотрудников компании было принято еще утром (после появления информации о похищении.–Ъ). Сейчас один из планов эвакуации приводится в действие".
       На строительстве "Юсифии" работает 370 человек. Какой из подготовленных планов эвакуации будет реализован (вывоз автотранспортом в Иорданию, Иран или Сирию или отправка самолетом из Багдада), господин Моложавый отказался сообщить "в целях безопасности сотрудников". По его словам, "убытки объединения в связи с эвакуацией сотрудников и консервацией объекта составят несколько миллионов долларов".
       Как удалось выяснить Ъ, за десять дней с момента начала шиитского восстания покинули Багдад сотрудники представительств ОАО КамАЗ, НК "Татнефть", ВО "Зарубежэнергострой", РАО "Машиноимпорт", авиакомпании UTair – всего более 100 человек. По словам председателя "Машиноимпорта" Ольги Вдовиченко, работа над текущими контрактами объединения возложена на местный персонал. "Сейчас мы занимаемся лишь поставкой в Ирак товаров. Подряды на выполнение работ в стране нам до сих пор не оплатили",– заявила она Ъ. По словам пресс-секретаря UTair Игоря Блинова, компания отправила на родину три вертолета Ми-8 и Ми-17 сотрудников. "Возвращаться в Ирак мы пока не собираемся",– отметил господин Блинов.
       Как заявил Ъ директор по сбыту ОАО "Силовые машины" Александр Жигалов, компания примет решение об эвакуации своего персонала из Ирака и приостановке действующих контрактов в самое ближайшее время: "Полномочиями по принятию такого решения обладает наш представитель в стране, который и сделает выбор, исходя из оценки текущей ситуации". По данным господина Жигалова, всего в Ираке работает по контрактам с российскими энергокомпаниями около 700 человек, далеко не все из которых граждане России. Так, в багдадском представительстве "Силовых машин" помимо начальника-россиянина трудятся еще семеро украинских специалистов.
       В настоящее время "Силовые машины" реализуют в Ираке контракт на поставку 30 железнодорожных локомотивов, 10 машин уже разгружены. "Из-за восстания у нас уже возникали серьезные проблемы,– рассказывает господин Жигалов.– Последний случай произошел буквально на днях. Два локомотива на специальных трейлерах доставлялись клиентам через места боевых действий. Грузовики были остановлены боевиками, которые хотели машины реквизировать. Локомотивы их не заинтересовали. Однако нашим иракским сотрудникам, сопровождавшим груз, удалось разрешить ситуацию, и машины добрались до пункта назначения. В результате всех этих проблем наши расходы на обеспечение безопасности сотрудников и выполнение контрактов значительно выросли".         Невозвращенцы
       Вторым по величине штатом сотрудников (365 человек) в Ираке располагает "Интерэнергосервис", специалисты которого и были похищены в понедельник. Компания выполняет контракты на ремонтно-восстановительные работы на ТЭЦ "Дора", "Южный Багдад" и "Эль-Муссаиб", а также поставляет оборудование для ТЭС "Нассирия". Как пояснили Ъ в "Интерэнергосервисе", три из четырех контрактов подписаны в марте, поэтому специалисты только приступили к работам.
       "Интерэнергосервис", в отличие от "Технопромэкспорта", покидать Ирак не собирается. Анонимный источник в компании так обосновал Ъ это решение: "Если мы уйдем, наше место сразу же займут другие. Например, тот же 'Технопромэкспорт'. Наши специалисты будут жить при электростанциях под усиленной охраной иракской стороны". Однако насильно в Ираке никого оставлять не будут, представительство компании в Багдаде разрешило вернуться на родину всем желающим. Источник в компании заявил Ъ: "Первая партия возвращенцев прилетит в Москву в пятницу или понедельник. Сложно сказать, сколько специалистов останется на заработках".
       В "Интерэнергосервисе" отказались открыть, сколько получают работающие в Ираке специалисты. Однако, по данным Ъ, средняя зарплата российского рабочего в Ираке составляет около $1 тыс., большая часть денег аккумулируется на зарплатных счетах и выдается рабочим по возвращении в Россию. Кстати, в одной из конкурирующих с "Интерэнергосервисом" структур Ъ заявили, что компания собиралась вывезти свой штат еще неделю назад, но ей были выставлены такие высокие "эвакуационные" расценки, что она решила оставить рабочих на местах. Отметим, что, по сообщению ИТАР-ТАСС, вчера вечером приостановил эвакуацию и "Технопромэкспорт".
       Несмотря на предостережение МИДа, в Багдаде пока остаются сотрудники представительств РВО "Зарубежнефть" и компании "ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг" (занимается зарубежными проектами НК ЛУКОЙЛ). В "Зарубежнефти" Ъ заявили: "Представительство объединения в Багдаде по-прежнему функционирует, его сотрудниками предпринимаются все необходимые меры предосторожности. Пребывание представителей 'Зарубежнефти' в Ираке будет зависеть от дальнейшего развития событий в этой стране". Начальник управления по общественным связям "ЛУКОЙЛ Оверсиза" Кирилл Смоляков отметил: "Мы не раскрываем, сколько наших сотрудников работает в Ираке, но компания рассматривает вопрос о необходимости их эвакуации".         Возмещение
       Отметим, что оставшиеся в Ираке сотрудники, если с ними что-то случится, не смогут рассчитывать на компенсацию со стороны страховых компаний. По статье 964 Гражданского кодекса страховщик освобождается от выплаты возмещения по заключенному договору в случае военных действий (даже если война не объявлена), забастовок, терроризма, восстаний, бунтов. Это значит, что сейчас большинство страховок на покрытие медрасходов в Ираке прекратили свое действие. Как рассказал Ъ руководитель центра страхования страхового дома ВСК Армен Саркисян, военные действия и случаи похищений с целью выкупа не страхуются по той причине, что не поддаются актуарным расчетам (нельзя просчитать их вероятность и частоту). Соответственно, компаниям сложно вычислить стоимость подобной страховки. "Кроме того, в случае с Ираком мы не можем гарантировать качество оказываемой помощи по страховке",– заявил господин Саркисян.
       Однако некоторые компании в порядке исключения могут внести в договор пункты о покрытии рисков в случае военных действий. Как заявил Ъ начальник управления страхования путешествующих "Ингосстраха" Дмитрий Шарликов, "мы можем заключить договор страхования с теми, кто выезжает в 'горячие точки', однако стоимость страховки будет увеличена в разы". Отметим, что никто из опрошенных Ъ страховщиков не смог подтвердить, что оказавшиеся в заложниках сотрудники "Интерэнергосервиса" были застрахованы именно у них. Если же страховка и была, по статье 964 ГК она наверняка уже стала недействительной.




КоммерсантЪ