14.04.2004

Рекламщик сгорел не за рекламу



Вчера прокуратура Юго-Западного округа Москвы возбудила уголовное дело по факту совершенного накануне убийства президента рекламного агентства NFQ Бориса Гольдмана и двух его сотрудников (Ъ рассказал о преступлении 13 апреля). Задержанных и подозреваемых у следствия пока нет. Однако в прокуратуре надеются, что смогут выйти на заказчиков преступления, отрабатывая связи погибшего во время взрыва киллера и материал, полученный во время расследования первого покушения на бизнесмена.         Кумулятивный заряд
       Напомним, что Борис Гольдман, его охранник Михаил Тарасов и водитель Сергей Шкадин погибли в результате взрыва бронированной Volvo в понедельник вечером. Бомбу на крышу лимузина бросил 24-летний Максим Коньков, подъехавший к броневику на мотоцикле Suzuki. Взрыв, хотя и был направленного действия, оказался такой силы, что и киллер погиб на месте.
       – Самое интересное, что на теле Конькова при первичном осмотре не было обнаружено никаких серьезных повреждений,– рассказали Ъ в угрозыске.– С него даже шлем не слетел. Только ссадины на руках и ногах, полученные в результате падения с мотоцикла.
       Вскрытие еще не проводилось, но сыщики знают, что Максим Коньков, как и пассажиры Volvo, погиб от баротравм – резкого перепада давления, возникшего от удара взрывной волны. Как считают эксперты, киллер погубил себя и сидящих в лимузине самодельной бомбой кумулятивного типа. Бомба состояла из заряда пластита, который был заложен в металлическую емкость цилиндрической или конической формы. Установлена на крышу автомобиля она была вверх дном – поэтому основной удар взрывной волны пришелся в салон. А пожар вызвала струя пламени, проникшая через разрушенную взрывом крышу.
       В том, что заряд был кумулятивным, уверены и сотрудники ООО "Армортех", фирмы, которая изготовила и сдала в аренду предпринимателю бронированную Volvo. "Обычно мы не сдаем в аренду автомобили, мы делаем на них бронирование и продаем,– рассказали Ъ специалисты фирмы.– Господину Гольдману предложили приобрести лимузин за $150 тыс., однако он предпочел взять его в аренду с тем, чтобы впоследствии выкупить. Произошло это месяца два назад".
       Личности погибших в Volvo установили не сразу – трупы были сильно обожжены. Идентифицировать личность киллера помогли мотоциклетные права, которые сыщики обнаружили в кармане его кожаной куртки. Как сообщал вчера Ъ, по горячим следам на месте происшествия были задержаны четыре человека, у одного из которых, как и у погибшего киллера, была незарегистрированная рация. Однако доказать их причастность к убийству не удалось – задержанных отпустили.
       О результатах допроса родственников Максима Конькова вчера ничего известно не было. Хотя следствие, очевидно, в первую очередь интересовалось, что он делал 20 октября прошлого года,– напомним, что в этот день на бизнесмена было совершено первое покушение. Родственники Максима, к которым обратился Ъ за комментариями, сказали лишь, что они не верят в его виновность.
       Такого же мнения придерживаются и соседи Коньковых. По их словам, на киллера молодой человек никак не походил. "Я не верю, что он мог убить человека,– в частности, заявила Ъ соседка Анна Косенкова.– Я хорошо знаю его родителей, мне больно за них. Мать и отец у него прекрасные люди. У них не мог вырасти убийца".
       Вчера прокуратура Юго-Западного округа Москвы возбудила уголовное дело по факту убийства "двух и более лиц". По мнению сотрудников прокуратуры, у них есть все шансы раскрыть это преступление, поскольку информационная база для будущего расследования была создана в прокуратуре задолго до тройного убийства. Дело в том, что старший следователь Павел Найденов, которому поручено разбираться со взрывом на улице Вавилова, изучает структуру бизнеса господина Гольдмана, его деловые связи и проблемы, знакомится с клиентами и партнерами рекламщика уже полгода – с октября, когда на президента NFQ покушались впервые. Таким образом, следствие, возможно, уже знает, откуда мог быть нанесен удар по бизнесмену, но с выводами не торопится. Ведь связь между киллером и заказчиком потребуется доказать, а сделать это будет непросто. Дело в том, что предполагаемые заказчики убийства тоже давно знают о подозрениях прокуратуры в свой адрес, поэтому перед тем, как дать команду киллеру, наверняка позаботились, как спрятать концы в воду. В частности, они наверняка использовали Максима Конькова втемную, сконструировав бомбу таким образом, чтобы она уничтожила и жертву, и убийцу.         За рекламу убить не могли
       До 2001 года рекламное агентство NFQ входило в число крупнейших российских участников рекламного рынка. Устойчивый рост компании, основанной в 1992 году, начался в середине 1990-х. В 1995-1996 годах агентство совместно с Фондом эффективной политики Глеба Павловского приняло участие в предвыборной кампании Бориса Ельцина, а в конце 1996 года у NFQ появилась собственная типография. В последующие годы клиентами агентства стали DaimlerChrysler, выводивший на российский рынок автомобили Mercedes-Benz А-класса, первый гипермаркет "Рамстор", а также компании Oriflame, Jacobs, "Ренессанс Капитал", "Аэрофлот" и компания Allied Domecq (марки Baskin Robbins, Dunkin Donuts и John Bull Pub).
       В 1999 году NFQ начинало работать с одним из крупнейших российских производителей пива компанией "Красный Восток". Именно с этим клиентом связана самая громкая работа агентства. Для "Красного Востока" NFQ разработало марку "Солодов", которая в ноябре 2001 года получила золотой приз на конкурсе "Брэнд года/Effie 2001" как наиболее успешный проект по созданию и продвижению брэнда в категории "пиво" на российском рынке. По оценкам участников рынка, в этот период чистый годовой доход агентства мог достигать $5 млн.
       Однако закрепить эти успехи не удалось. Весной 2001 года между основными акционерами NFQ Борисом Гольдманом и Александром Спектором разгорелся конфликт. В результате значительная часть сотрудников во главе с господином Спектором покинула компанию, создав новое рекламное агентство Ad people. После этого бизнес NFQ стал стремительно сокращаться. Так, в прошлом году от услуг NFQ отказался "Красный Восток". Единственным заметным клиентом, оставшимся у агентства, стал Mercedes-Benz. По оценкам участников рекламного рынка, общий рекламный бюджет сегодняшних клиентов NFQ не превышает $10 млн. Это означает, что заработки самого агентства от рекламного обслуживания клиентов составляют около $1-2 млн в год. Еще порядка $6-10 млн в год, по экспертным оценкам, мог составлять оборот типографии, принадлежавшей NFQ.
       Иными словами, рекламный бизнес NFQ в его нынешнем виде не мог стать причиной покушения на Бориса Гольдмана. "Это все равно, что зайти в квартиру и убить ее хозяина ради подержанного видеомагнитофона,– говорит глава рекламной группы DDB Сергей Кривоногов.– Я считаю, что сегодняшний рекламный бизнес NFQ не мог стать причиной убийства – слишком уж он невелик".
       Поэтому основная версия, которую обсуждают сегодня на рекламном рынке,– убийство господина Гольдмана связано с конфликтом трехлетней давности. "Все, кто работает на рекламном рынке и знал Гольдмана, не сомневаются, что убийство – следствие его конфликта с кем-то из партнеров. Вполне возможно, что это был не только деловой, но и личный конфликт",– заявил вчера Ъ один из участников рынка.
       Есть, впрочем, и другая версия. "Не исключаю, что это борьба за полиграфические активы NFQ,– считает глава рекламной группы 'Витрина А' Вадим Куликов.– Рекламная полиграфия – производство буклетов, каталогов, рекламных листовок – сегодня весьма прибыльный бизнес, его доходность составляет порядка 50%".
       Александр Спектор вчера не стал отвечать на вопросы Ъ, заявив, что не хочет общаться с прессой. Отказались вчера от комментариев и в NFQ. Сотрудникам агентства было просто не до общения с прессой – сотрудники прокуратуры проводили там допросы и выемки документов.
    Как покушались на рекламных деятелей в России
25 января 1996 года в Москве в своей квартире на Клинской улице выстрелами в грудь и голову убит директор рекламного агентства "Время, вперед!" и продюсер телепрограммы "Момент истины" Олег Слабынько. Преступление не раскрыто.
21 февраля 1997 года в Москве на улице Кубинке совершено покушение на гендиректора рекламного агентства Blick Communications Артема Вагина. Две пули из пистолета Walter попали бизнесмену в бедро. Преступник не найден.
26 мая 1999 года в Санкт-Петербурге в подъезде дома на канале Грибоедова застрелен коммерческий директор рекламной фирмы "Европа" Лев Топпер. Преступники не найдены.
29 октября 1999 года в Санкт-Петербурге на Московском проспекте застрелены гендиректор рекламного агентства "Метропресс" Олег Червонюк и работавший с ним младший брат Сергей. Преступление не раскрыто.
4 февраля 2002 года в Москве на Конюшковской улице застрелен директор рекламного агентства "Атор" Владимир Каневский. Заказчики и исполнители убийства не найдены.
19 мая 2002 года под Тюменью на собственной даче выстрелом в голову убит один из учредителей рекламной газеты "Гостиный двор" Александр Плотников. Незадолго до этого бизнес-партнеры господина Плотникова пытались отстранить его от дел, но тот выиграл дело в суде. Исполнители и заказчики не найдены.
3 июня 2002 года в Москве на Ленинградском проспекте при выходе из офиса в здании ЦКБ "Алмаз" обстрелян и ранен президент рекламного агентства News Outdoor Максим Ткачев. 5 августа 2003 года по подозрению в покушении задержаны пять военнослужащих внутренних войск.
6 октября 2002 года в поселке Нагорный Мытищинского района Московской области трое преступников напали с ножом на генерального директора рекламного агентства "Премьер СВ" Сергея Бондарчука. Бизнесмен получил ранения в грудь и поясницу. Нападавшие не найдены.
12 февраля 2003 года в Сургуте в подъезде дома на улице Ленина огнестрельные ранения получил директор телекомпании "Альфа" и один из руководителей рекламной фирмы "Энеркомсервис" Михаил Зинченко. Преступник не найден.
19 июня 2003 года в Дзержинском районе Перми зарезан директор рекламного агентства "Медиа-центр" Александр Баженов. Убийца – приятель погибшего – задержан через несколько дней и признался в содеянном.
20 октября 2003 года в Москве на улице Дмитрия Ульянова совершено покушение на генерального директора группы рекламных компаний NFQ Бориса Гольдмана. При подрыве его автомобиля Toyota Land Cruiser ранения получил водитель, бизнесмен не пострадал. Господин Гольдман говорил, что прокуратура, вместо того чтобы расследовать происшествие, обвинила его в инсценировке покушения. Второе покушение, совершенное 12 апреля 2004 года, оказалось успешным.

СЕРГЕЙ Ъ-ДЮПИН, АЛЕКСАНДР Ъ-ЖЕГЛОВ, АНДРЕЙ Ъ-САЛЬНИКОВ, ТИМУР Ъ-БОРДЮГ, КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНЦОВ

КоммерсантЪ