Ударим "Роллс-Ройсом" по бездорожью. Самые дорогие машины охотнее всего покупают в РоссииПродажи самых дорогих машин класса ultra-luxury неуклонно снижаются, о чем сообщают сами производители. Между тем в России сбыт элитных автомобилей идет в гору. В Москве один за другим открылись салоны Maybach, Bentley, Ferrari и Maserati, Rolls-Royce. На очереди - Lamborghini, Aston Martin и другая "экзотика". Годовые квоты, которые заводы предоставляют для России, разбираются в считанные недели. По оценкам специалистов, рынок ultra-luxury в России недооценен как минимум вдвое. А по прогнозам западных экспертов, наша страна уже в этом году выйдет на пятое место в мире по количеству продаваемых суперкаров. Хуже всех, по мнению Дэвида Коула, директора Центра автомобильных исследований в Мичигане, идут дела у Maybach, отделения концерна DaimlerChrysler. Maybach продает чуть больше 600 машин при годовом плане в 1000. Вялый интерес к старой немецкой марке, специально возрожденной в 2002 году компанией DaimlerChrysler, чтобы занять сектор элитных автомобилей, Коул объясняет спадом в мировой экономике, политической нестабильностью и просчетом маркетологов концерна. Вместо того, чтобы продвигать в суперэлиту Mercedes-Benz, они сделали ставку на практически неизвестную, особенно в США, марку, исчезнувшую еще в 1941 году. Кто ее помнит и знает? Maybach, в самом деле, предполагалось сбывать главным образом в США, где больше всего супербогатых людей и самая высокая тяга к большим роскошным лимузинам. Однако проблемы со сбытом испытывают и другие производители подобных машин. Богачей просто перекормили предложениями По отчетам компаний, "не совсем как ожидалось" идут продажи у Rolls-Royce, Bentley, Bristol. Даже у изготовителей чисто спортивных суперкаров - Aston Martin, Lamborghini, Ferrari, Ventury, Maserati, DeTomaso, у которых реализация практически никогда не зависела от политической или экономической погоды. Проблема, по мнению аналитиков, состоит в резком вторжении в этот сектор рынка гигантов автомобилестроения, в массовом вбросе ими новых моделей. "Рост объемов производства однозначно приводит к снижению качества и престижности моделей", - говорит директор по связям с общественностью группы Ferrari-Maserati Антонио Гини. Взбаламутил всех Volkswagen. В конце 90-х он добился второго места в мире по объемам производства и решил подмять под себя еще и сектор автомобилей для аристократов. Под маркой "Народный автомобиль" началось производство представительского лимузина VW Phaeton, а следом - Bentley (которую VW вырвал буквально из клюва BMW), суперкаров Lamborghini. В запасе у VW возрожденная для тех же целей марка Bugatti (продажи этих машин все время откладываются, видимо, по причине все того же кризиса на рынке). Конкуренты тут же ответили. Появились новая модель Rolls-Royce Phantom от BMW (для этого концерн построил новый завод) и две модели Maybach от Mercedes-Benz. Вслед за акулами автостроения активизировались и другие производители эксклюзивных автомобилей, в том числе спорткаров. Ford, например, за три года выкинул на рынок три новые модели Aston Martin (Vanquish, DB7 Zagato и AMV8 Vantage). Новые модели появились у Ferrari и Maserati. Эксперты обращают внимание и на возросшую привередливость покупателей и все еще узкий их круг. "Угодить потенциальным клиентам ultra-luxury становится все труднее. Машины настолько напичканы электроникой, системами управления и контроля, элементами быта и комфорта, что предложить что-то новое и ошеломляющее стало почти невозможно", - говорит швейцарский эксперт Олаф фон Ферзен. Супервыделанная кожа, ручная отделка, ценные породы дерева и камня, которыми инкрустируют салоны, а теперь выстилают еще и багажники, никого не удивляют. "На рынке образовался переизбыток роскошных автомобилей примерно равных технических возможностей и оснащения, и покупатели оказались ими перекормлены", - считает аналитик группы "Автопроект XXI век" Олег Самохвалов. Рынок супердорогих машин ограничен 10 тысячами штук - Между тем рынок элитных автомобилей поделен на "прослойки" очень точно, - считает эксперт аналитического центра "Автоинжиниринг" Алексей Владимирский. - Если Maybach - по сути супер-Mercedes, дорогая игрушка, напичканная всем, что только возможно, Bentley - аристократический спортивный автомобиль для личного вождения, то Rolls-Royce - чисто представительская машина для шикарных выездов, приемов. У них и ценовые ниши разные. И многие сильные мира сего имеют все три автомобиля сразу. Но фактически производители борются за один рынок. А он ограничен. По подсчетам самих автокомпаний, в мире существует не более 50 тысяч человек, чей годовой доход превышает $30 млн, и каждый год примерно у 10 тысяч из них возникает желание сменить автомобиль. При этом, если посмотреть отчеты продаж, то все компании выпускают примерно равное количество машин. Те 600 штук, что продает сейчас Maybach, вполне сопоставимы с объемами реализации Rolls-Royce (600-1000 штук в год), Bentley (около 1000), Aston Martin (около 600), Maserati (700), Lamborghini (230). Вместе с кучей других фирм, выпускающих от 10 до 100 элитных машин в год (в мире таких марок около сотни), общий объем продукции оказывается уже превышающим спрос. Найти нового покупателя для роста своих планов - трудно. Речь можно вести либо о переманивании к себе чужих клиентов, либо о расширении рынка за счет других территорий. В России дорогие авто покупают не глядя Россия - одна из таких зон. Несмотря на то что ездить на роскошных машинах в России особенно негде - нужны качественные, как взлетная полоса, автобаны - и значительно более высокие лимиты скорости, в нашей стране их покупают более чем охотно. И не по одной. "В России суперкары стоят в основном в гаражах и представляют собой хороший вклад свободных денег и возможность лишний раз продемонстрировать, кто круче", - сказал "Известиям" один из владельцев последней модели Bentley. По данным одного из российских банков, у нас 60 000 человек имеют официальный ежегодный доход более $1 млн (из них 40 000 проживают в Москве). По числу миллиардеров (25 человек) Россия на третьем месте после США и Германии. По сообщению представительства компании DaimlerChrysler в России, в нашей стране в этом году уже продано 30 автомобилей Maybach против 12, реализованных в прошлом году. По словам главы представительства Герхарда Хильгерта, в России наблюдается большой спрос на самые дорогие автомобили и они намного опережают квоты, определяемые заводами. По особой программе будет продаваться и стартующий в этом году суперкар Mercedes-Benz SLR McLaren (от 375 000 евро в Европе). Заявки на него уже тоже превысили лимит года. Свой первый салон в Москве в здании Исторического музея, что на Красной площади, открыла компания Rolls-Royce. Рядом с "роллсом", на котором ездил Ленин, стоит теперь последняя модель компании - Phantom. "Квота для России на модель определена в 24 авто", - сообщил "Известиям" директор по продажам Александр Руденко. За две недели продано 7 автомобилей. Базовая цена модели - 512 000 евро. Окончательная может оказаться вдвое больше. К столетию марки, которое отмечается в этом году, завод выпустит специальную "золотую серию" из 35 автомобилей. Две из них уже "наши". На ура расходятся и Bentley. Их начальная цена 209 000 евро. Квота на модель Continental GT в 60 штук, по сообщению Ильи Березина, директора автомобильного направления компании Mercury, эксклюзивного продавца марки, была выбрана буквально в считанные недели. Оценив успех, Mercury решила поставлять в Россию Ferrari и Maserati. До конца года в России собираются реализовать от 80 до 100 автомобилей обеих марок. А в 2005 году запланировано продать 140-150 машин. Неохваченными остались лишь марки Lamborghini и Aston Martin, но в том, что и они придут на наш рынок, никто не сомневается. Покупателей суперэлитных автомобилей в России мучает сейчас другой вопрос: попал ли кто-нибудь из них в список первых обладателей суперкара Ford GT, который начнет продаваться с мая следующего года. Квота на модель определена заводом для всего Старого Света в 101 штуку, "в 20 раз меньше числа желающих купить автомобиль", сообщили "Известиям" в представительстве компании в России. Поэтому отбор первых покупателей вели в соответствии с имиджем и статусом автомобиля. Отобранные кандидаты проинформированы. В США машина стоит от $139 995. У каждой модели ultra-luxury более 2 млн вариантов комплектации и отделки При том, что каждый экземпляр машин класса ultra-luxury и без того собирается вручную, под желания конкретного заказчика, некоторые производители позволяют свои модели доусовершенствовать. Компания Brabus, занимающаяся доводкой машин Mercedes-Benz, устанавливает на лимузины Maybach еще более мощный двигатель (640 л.с.) и заново переделывает всю начинку. Например, обшивает интерьер еще более дорогой кожей и кидает на пол коврики из шкур молодых барашков. Монтирует 15-дюймовые цветные мониторы вместо 9-дюймовых. Выстилает багажник дорогим камнем. Со следующего года у Maybach можно будет купить модель покороче и демократичнее (Maybach 53), чтобы управлять машиной самому. Чтобы заманить к себе богатого и капризного клиента, компании предоставляют будущему владельцу возможность лично наблюдать за рождением предназначенного ему автомобиля (такие туры для российских покупателей проводит и Rolls-Royce). А после покупки новоиспеченный хозяин получает круглосуточный доступ к менеджерам компании. Теоретически у каждой модели существует более 2 млн вариантов комплектации и отделки. Беспроводные ноутбуки, работающие в интернете на расстоянии 100 м от машины, холодильник, мини-бар, несколько телефонных систем, аудио, видео, навигация, пожизненный пакет услуг по обслуживанию автомобиля давно стали нормой. Как и мощные, в 500 л.с., моторы, и максимальные скорости до 300 км/ч и более. Ввозить суперкары в Россию стало дорого Между тем Государственный таможенный комитет России еще более усложнил процедуру ввоза автомобилей самых дорогих брендов физическими лицами. Меры объясняют борьбой с "серым" импортом и занижением таможенной стоимости эксклюзивных машин. По словам таможенников, сейчас широко распространена схема ухода от полной уплаты таможенных пошлин, когда дорогая модификация машины декларируется по цене самой простой комплектации. Таможенное оформление автомобилей самых престижных марок будет проходить только при участии Главного управления федеральных таможенных доходов. Правило распространяется на марки Aston Мartin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Hummer, Lamborghini, Lotus, Maserati, Porsche, Rolls-Royce, Maybach, а также модели Volkswagen Phaeton, Volkswagen Touareg, BMW Z8, Infiniti, Lexus LS430, Lexus LX470, Jaguar XJ. Самые дорогие иномарки можно оформить только на таможенном посту "Автомобильный" на 34-м км Московской кольцевой автодороги. Среди продавцов суперавтомобилей в России ходит байка про покупателя, который в один день купил сразу 5 машин. Салоны суперкаров расположены в центре столицы на одном пятачке. Оформив заказ на Rolls-Royce, покупатель пошел за Bentley, Ferrari и Maserati. А потом вернулся в Rolls-Royce и заказал еще один - с белым верхом и черным низом, поскольку прослышал, что обладание двухцветным "Роллс-Ройсом" считается особым шиком. Известия |