Конкуренты снова теснят NokiaДэвид Прингл Рынок сотовой телефонии сейчас находится на подъеме, однако лидер этого рынка, финская Nokia, уже третий год подряд не может добиться роста своих продаж. Соответственно, ее отрыв от основных конкурентов постоянно сокращается. Результаты I квартала Nokia должны быть опубликованы в пятницу, но уже на прошлой неделе финская корпорация обескуражила инвесторов, предупредив, что ее квартальные доходы сократятся на 2% , опустившись до 6,6 млрд евро ($7,9 млрд). Причиной спада стали изменения валютных курсов и сокращение рыночной доли Nokia. Пессимистический прогноз привел 6 апреля к падению курса акций Nokia на 17%. По некоторым оценкам, доля корпорации во втором полугодии может снова вырасти, но к тому времени многие аналитики ожидают очередного замедления глобального рыночного роста. В целом, как ожидается, продажи Nokia за текущий год останутся на том же уровне, что и в прошлом году, хотя кое-кто полагает, что и здесь возможен 5% -ный спад. Пик для Nokia пришелся на 2001 г. , когда ее продажи превысили 31 млрд евро. В прошлом году соответствующий показатель составил 29,46 млрд евро, в нынешнем же году он, возможно, не достигнет 28 млрд евро. На долю сотовых телефонов в общей сумме продаж Nokia приходится 80%. В прошлом году увеличение доходов Nokia сдерживалось перипетиями валютного рынка, но нынешние трудности обусловлены в первую очередь активизацией конкурентной борьбы. Основные соперники Nokia сумели решить ряд своих организационных проблем, и теперь, как отмечает Кулбиндер Гарча, аналитик из Credit Suisse First Boston, финской компании приходится противостоять сразу четырем агрессивным конкурентам, чьи показатели уверенно улучшаются. Речь идет о корпорациях Motorola, Samsung Electronics, Siemens и Sony Ericsson, сокращающих свой отрыв от лидера. Nokia признает в качестве своего серьезного тактического просчета недостаточно представительный ассортимент сотовых трубок среднего ценового диапазона. На фоне небольшого спада в продажах телефонов Nokia показатели конкурентов выглядят внушительно: по оценке аналитиков из J.P. Morgan, у Samsung продажи сотовых телефонов в очередном квартале вырастут на 62% до $4,3 млрд. У Motorola рост составит 22% , а продажи достигнут $2,9 млрд. Motorola, как и Siemens, и Sony Ericsson, удалось решить проблемы с формированием продуктовых линеек и логистикой, и теперь Nokia будет еще труднее сохранять преимущество в борьбе с ними. (WSJ, 15. 04. 2004, Александр Сафин)
|