16.04.2004

РЖД готовится к убыткам. Экономисты МЭРТа лишили железнодорожников 20 млрд рублей



Вчера на заседании правления ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) вице-президент компании Борис Лапидус объявил, что расходная часть ее бюджета на 2004 год возрастет на 20 млрд рублей. Это значит, что компанию вместо прибыли в 8,1 млрд ждет убыток в 11,9 млрд рублей. Такой пересчет сделан на основании нового прогноза МЭРТа по динамике индексов цен производителей (ИЦП) в этом году. Ожидается, что рост цен на продукцию большинства отраслей будет в полтора-два раза выше, чем МЭРТ предполагало в предыдущем прогнозе в сентябре 2003 года.
       Выступление вице-президента РЖД Бориса Лапидуса на правлении было неожиданным. Обсуждаться должен был вопрос реорганизации системы фирменного транспортного обслуживания компании (Ъ планирует рассказать о ней 20 апреля). Однако полученные железнодорожниками всеми правдами и неправдами из МЭРТа данные (официально новый прогноз еще не представлен правительству), видимо, буквально ошеломили департамент планирования ОАО.
       Особенно задел специалистов компании признанный министерством чистый рост цен на черные металлы в 2004 году – 18,6% (24,2% с учетом НДС, акцизов и транспортировки). "Металлурги согласованно и необоснованно повышают расценки, у них явно корпоративный сговор,– возмущался президент РЖД Геннадий Фадеев.– А МЭРТ в своем прогнозе согласилось с тем, что металл на внутреннем рынке будет стоить столько же, сколько и на внешнем". В ответ замглавы департамента МЭРТа по реструктуризации естественных монополий Евгений Михайлов безапелляционно заявил, что ни у его ведомства, ни у антимонопольной службы (ФАС) нет механизмов для регулирования цен на черные металлы, поскольку они формируются исключительно исходя из рыночной конъюнктуры. "ФАС расследует рост цен на металлы, но ни одно дело в этом отношении реально сегодня не имеет перспективы",– со вздохом добавил чиновник. После такого заявления несложно предположить, какой ответ даст МЭРТ на запрос главы правительства Михаила Фрадкова о возможных мерах по стабилизации ценовой ситуации в черной металлургии (см. Ъ от 12 апреля).
       "Значит ли это, что мы можем устанавливать тарифы на перевозки металлов на уровне мировых цен? – не отставал от представителя МЭРТа Геннадий Фадеев.– Ведь единственно возможная реакция РЖД на действия меткомбинатов – установить компенсирующую ценовую надбавку к существующим тарифам".
       В конце концов господин Михайлов признался, что решение о "компенсации ценового роста в форме повышения транспортных тарифов" может быть принято. Однако железнодорожникам посоветовал заняться коррекцией бюджета в соответствии с новыми прогнозами и уточненными данными об итогах 2003 года, а также подготовить предложения по дерегулированию тарифов в ряде сегментов грузоперевозок, в частности, на короткие (до 3 тыс. км) расстояния.
       По оценкам господина Лапидуса, в расходную часть бюджета 2004 года придется внести дополнительные 20 млрд рублей, которые в основном складываются из увеличения прогнозных цен на металлы и топливо (рост на 6% вместо ранее прогнозируемого падения на 4,7%). Источник же дополнительных доходов в компании пока найти не могут. Первый вице-президент РЖД Хасян Зябиров только осторожно предположил, что закрывать дыру в бюджете придется ростом объема перевозок. Если РЖД это не удастся, по итогам 2004 года компания вместо чистой прибыли в 8,1 млрд рублей покажет убыток в 11,9 млрд рублей
    Охрана МПС обходится слишком дорого
Как стало известно Ъ, Ассоциация экспедиторов России (АСЭР) обратилась в Федеральную антимонопольную службу РФ с жалобой на действия Федерального государственного предприятия (ФГП) "Ведомственная охрана МПС России". Экспедиторы считают незаконным повышение сбора за охрану и сопровождение грузов осенью прошлого года. По словам вице-президента АСЭР Сергея Лопарева, рост составил в зависимости от направления и вида груза 50-60%.
По оценке господина Лопарева, выручка от железнодорожных грузоперевозок в России составляет сейчас примерно $17 млрд в год. 60% грузов относятся к категории охраняемых, в основном это промышленные и продовольственные товары народного потребления. В прошлом году после образования ОАО "Российские железные дороги" ведомственная охрана осталась в структуре МПС. В сентябре ФГП "Ведомственная охрана МПС России" издало приказ об увеличении сбора за охрану и сопровождение грузов. Рост составил в среднем 50-60%. Затраты грузоотправителей на охрану, по их оценкам, увеличились на $500 млн.
"В конечном счете повышение сбора отразилось на стоимости перевозимых товаров",– заявил Ъ первый замгендиректора экспедиторской компании СТИМ Андрей Горленко. Экспедиторы посчитали решение ведомственной охраны противозаконным и обратились в Федеральную антимонопольную службу РФ. Как сообщил Ъ Сергей Лопарев, поскольку ведомственная охрана МПС занимает сейчас монопольное положение на рынке железнодорожных грузоперевозок, необходимо государственное регулирование сбора за охрану и сопровождение. Рассмотрение дела назначено на 30 апреля. В РЖД Ъ сообщили, что сейчас согласительная комиссия РЖД и ведомственной охраны рассматривает вопрос о снижении охранного сбора.

РЕНАТА Ъ-ЯМБАЕВА, СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

КоммерсантЪ