РЖД готовится к убыткам. Экономисты МЭРТа лишили железнодорожников 20 млрд рублейВчера на заседании правления ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) вице-президент компании Борис Лапидус объявил, что расходная часть ее бюджета на 2004 год возрастет на 20 млрд рублей. Это значит, что компанию вместо прибыли в 8,1 млрд ждет убыток в 11,9 млрд рублей. Такой пересчет сделан на основании нового прогноза МЭРТа по динамике индексов цен производителей (ИЦП) в этом году. Ожидается, что рост цен на продукцию большинства отраслей будет в полтора-два раза выше, чем МЭРТ предполагало в предыдущем прогнозе в сентябре 2003 года. Выступление вице-президента РЖД Бориса Лапидуса на правлении было неожиданным. Обсуждаться должен был вопрос реорганизации системы фирменного транспортного обслуживания компании (Ъ планирует рассказать о ней 20 апреля). Однако полученные железнодорожниками всеми правдами и неправдами из МЭРТа данные (официально новый прогноз еще не представлен правительству), видимо, буквально ошеломили департамент планирования ОАО. Особенно задел специалистов компании признанный министерством чистый рост цен на черные металлы в 2004 году 18,6% (24,2% с учетом НДС, акцизов и транспортировки). "Металлурги согласованно и необоснованно повышают расценки, у них явно корпоративный сговор, возмущался президент РЖД Геннадий Фадеев. А МЭРТ в своем прогнозе согласилось с тем, что металл на внутреннем рынке будет стоить столько же, сколько и на внешнем". В ответ замглавы департамента МЭРТа по реструктуризации естественных монополий Евгений Михайлов безапелляционно заявил, что ни у его ведомства, ни у антимонопольной службы (ФАС) нет механизмов для регулирования цен на черные металлы, поскольку они формируются исключительно исходя из рыночной конъюнктуры. "ФАС расследует рост цен на металлы, но ни одно дело в этом отношении реально сегодня не имеет перспективы", со вздохом добавил чиновник. После такого заявления несложно предположить, какой ответ даст МЭРТ на запрос главы правительства Михаила Фрадкова о возможных мерах по стабилизации ценовой ситуации в черной металлургии (см. Ъ от 12 апреля). "Значит ли это, что мы можем устанавливать тарифы на перевозки металлов на уровне мировых цен? не отставал от представителя МЭРТа Геннадий Фадеев. Ведь единственно возможная реакция РЖД на действия меткомбинатов установить компенсирующую ценовую надбавку к существующим тарифам". В конце концов господин Михайлов признался, что решение о "компенсации ценового роста в форме повышения транспортных тарифов" может быть принято. Однако железнодорожникам посоветовал заняться коррекцией бюджета в соответствии с новыми прогнозами и уточненными данными об итогах 2003 года, а также подготовить предложения по дерегулированию тарифов в ряде сегментов грузоперевозок, в частности, на короткие (до 3 тыс. км) расстояния. По оценкам господина Лапидуса, в расходную часть бюджета 2004 года придется внести дополнительные 20 млрд рублей, которые в основном складываются из увеличения прогнозных цен на металлы и топливо (рост на 6% вместо ранее прогнозируемого падения на 4,7%). Источник же дополнительных доходов в компании пока найти не могут. Первый вице-президент РЖД Хасян Зябиров только осторожно предположил, что закрывать дыру в бюджете придется ростом объема перевозок. Если РЖД это не удастся, по итогам 2004 года компания вместо чистой прибыли в 8,1 млрд рублей покажет убыток в 11,9 млрд рублей Охрана МПС обходится слишком дорого Как стало известно Ъ, Ассоциация экспедиторов России (АСЭР) обратилась в Федеральную антимонопольную службу РФ с жалобой на действия Федерального государственного предприятия (ФГП) "Ведомственная охрана МПС России". Экспедиторы считают незаконным повышение сбора за охрану и сопровождение грузов осенью прошлого года. По словам вице-президента АСЭР Сергея Лопарева, рост составил в зависимости от направления и вида груза 50-60%. По оценке господина Лопарева, выручка от железнодорожных грузоперевозок в России составляет сейчас примерно $17 млрд в год. 60% грузов относятся к категории охраняемых, в основном это промышленные и продовольственные товары народного потребления. В прошлом году после образования ОАО "Российские железные дороги" ведомственная охрана осталась в структуре МПС. В сентябре ФГП "Ведомственная охрана МПС России" издало приказ об увеличении сбора за охрану и сопровождение грузов. Рост составил в среднем 50-60%. Затраты грузоотправителей на охрану, по их оценкам, увеличились на $500 млн. "В конечном счете повышение сбора отразилось на стоимости перевозимых товаров",– заявил Ъ первый замгендиректора экспедиторской компании СТИМ Андрей Горленко. Экспедиторы посчитали решение ведомственной охраны противозаконным и обратились в Федеральную антимонопольную службу РФ. Как сообщил Ъ Сергей Лопарев, поскольку ведомственная охрана МПС занимает сейчас монопольное положение на рынке железнодорожных грузоперевозок, необходимо государственное регулирование сбора за охрану и сопровождение. Рассмотрение дела назначено на 30 апреля. В РЖД Ъ сообщили, что сейчас согласительная комиссия РЖД и ведомственной охраны рассматривает вопрос о снижении охранного сбора. РЕНАТА Ъ-ЯМБАЕВА, СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН КоммерсантЪ |