20.04.2004

Салоны зарабатывают на россиянах 2 миллиарда долларов в год



Российский рынок косметики и парфюмерии развивается бурно. В 2003 году его объем составил, по различным оценкам, от 4,6 до 5,2 млрд. долларов. Самым перспективным направлением стала профессиональная косметика: объем этого сегмента составил порядка 200 млн. долларов, а россияне в прошлом году оставили в салонах красоты порядка 2 млрд. долларов.

Рынок на подъеме
В 2003 году общий объем продаж парфюмерии и косметики в России составил, по оценкам компании Euromonitor, 4,6 млрд. долларов, а рост рынка - 7,8%. Однако президент экспомедиагруппы «Старая крепость» Андрей Маслак считает эти цифры несколько заниженными. По его информации, объем рынка в прошлом году достиг 5,2 млрд. долларов, а рост составил 16%.

Самым перспективным направлением стал сегмент профессиональной косметики и услуг: его объем составил около 200 млн. долларов. Всю профессиональную косметику можно разделить на две большие группы - косметика по уходу за волосами (120 млн. долларов) и косметика по уходу за кожей (40-50 млн. долларов).
Большую часть профессиональной косметики поставляют на российский рынок зарубежные компании.

Сколько стоит визит в салон
На сегодняшний день в Москве насчитывается порядка 4,5 тысячи салонов красоты. По оценкам экспертов, в прошлом году россияне оставили там 2,01 млрд. долларов, что на 20% больше, чем в 2002 году.

Есть три уровня салонов - VIP-салоны (их 10-20% от общего числа), бизнес-класс (50-60%) и эконом-класс (20-30%). В первых разовый визит стоит от 100 долларов и выше, во вторых - 50-70 долларов, экономичные салоны берут за посещение от 20 до 40 долларов.

Кто ухаживает за собой
Среднестатистические российские клиенты салонов красоты, согласно наблюдениям специалистов, на 8-10 лет моложе европейских. Вполне естественно, что большая их часть - женщины (75,7% в VIP-салонах и 76,32% в салонах бизнес-класса). Однако достаточно активно посещают салоны красоты и мужчины (24,3% в VIP-классе и 23,68% в бизнес-классе). Наиболее активными клиентами VIP-салонов являются люди в возрасте от 26 до 40 лет. Возраст же активных посетителей салонов бизнес-класса - от 26 до 30 лет. Большинство клиентов имеют высшее образование (80,56% в VIP-классе и 78,95% в бизнес-классе). 61,76% клиентов VIP-салонов и 71,43% посетителей салонов бизнес-класса являются работниками частных организаций.

Тенденции
Тенденция первая: борьба со старением. По оценкам специалистов, наиболее активно развивается в последнее время направление anti-age (борьба со старением). Дело в том, что во многих странах Европы, в том числе и в России, население неизбежно стареет. Однако это не мешает пожилым людям оставаться достаточно активными.

Тенденция вторая: появление специфической косметики. В условиях жесткой конкуренции производители вынуждены искать новые ниши, учитывать все более сложные запросы потребителей. Поэтому недалек тот день, когда мы получим крем для правого уха после завтрака.

Тенденция третья: появление профессиональной косметики в розничной продаже. Прошло то время, когда профессиональную косметику использовали только салоны красоты и специализированные клиники. Сегодня эту продукцию можно свободно купить в салонах и даже в некоторых розничных сетях.

Тенденция четвертая: демократизация цен. Не секрет, что профессиональные косметические средства - дорогое удовольствие. Развитие сети салонов красоты разных классов, в том числе и на условиях франчайзинга, позволяет посетителям покупать больше товаров и услуг по более низким ценам в большем количестве мест.

Что мешает развитию салонов красоты
Главная проблема салонов красоты - нехватка кадров. На сегодняшний день можно говорить об отсутствии профессиональных менеджеров и управленцев в салонном бизнесе. 'Как правило, в этот бизнес приходят люди из ремесла: косметологи, парикмахеры, которые начинают выстраивать свой маленький бизнес так, как они его видят, - рассказал ГАЗЕТЕ Андрей Маслак. - Инвесторы тоже вкладывают деньги без ума'.

Вторая проблема - наличие 'серого' рынка. По оценкам Российской парфюмерно-косметической ассоциации, на долю недоброкачественной косметики приходится 15-20%. Такое большое количество 'серых' поставщиков не позволяет говорить о салонах красоты как о реально действующем бизнесе.

Существуют и законодательные проблемы: например, московские власти с лета прошлого года приняли решение о том, что в подвальных и полуподвальных помещениях теперь нельзя размещать предприятия, которые занимаются бытовым обслуживанием населения. А салоны красоты как раз и относятся к этой категории. 'Так нельзя. Сегодня все нормально, сегодня одни правила игры, а завтра все меняется', - жалуются специалисты.

СПРАВКА

В сегменте косметики по уходу за волосами лидирует Londa (30-35%), на втором месте - косметика Wella Professional (20-25%), замыкает тройку лидеров Sсhwarzkopf Professional (менее 20%). На четвертом месте обосновалась компания L"Oreal (14%). От 8 до 20% рынка занимают менее крупные и менее известные россиянам компании Selective, Cutrin, Indola, Keune. Наконец, доля остальных участников рынка, в том числе и российских компаний, едва дотягивает до 10%.

Что касается косметики по уходу за кожей, то этот рынок поделен между Biotherm, Decleor, Academie, Guinot, Babor.

Газета