Полномочия Гохрана поделят по закону между чиновниками и предпринимателямиВ распоряжении Ъ оказались сразу две новые редакции закона "О драгметаллах и драгкамнях", которые сегодня будут обсуждаться на слушаниях в Торгово-промышленной палате. Несмотря на различие подходов чиновников и предпринимателей к реформированию этого рынка, сходятся они в одном желании произвести тотальный передел полномочий Гохрана. Закон "О драгметаллах и драгкамнях" был принят с четвертой попытки весной 1998 года. Три раза президент накладывал на него вето. И всякий раз обоснование было суровым: законопроект в отдельных его частях противоречит российскому законодательству и интересам национальной безопасности России. С последним аргументом удалось справиться, но стремительно меняющиеся реалии вынуждают регулярно вносить поправки в документ, работа над которым началась еще в начале 90-х. В распоряжении Ъ оказались сразу два проекта новой редакции закона "О драгметаллах и драгкамнях". Один из них подготовлен и уже внесен в правительство Минфином, другой разработан Торгово-промышленной палатой (ТПП). Традиционно подходы чиновников и предпринимателей к регулированию рынка заметно различаются. Однако на этот раз у них нашлось одно общее место. И те и другие считают, что реформировать рынок драгметаллов и драгкамней следует в первую очередь за счет передела полномочий нынешнего его регулятора Гохрана. В частности, предприниматели предлагают убрать из закона положение, закрепляющее приоритетное право Гохрана при закупке драгметаллов и камней. Кроме того, они рекомендуют сохранить госконтроль за качеством сортировки и оценки драгкамней только в отношении тех алмазов, которые закупаются для нужд Госфонда. Более того, старатели вообще сомневаются в целесообразности существования последнего, а заодно и Гохрана. Предложения Минфина несколько менее радикальны. Чиновники попросту предлагают передать часть полномочий Гохрана другому подведомственному Минфину госучреждению Пробирной палате. Согласно новой редакции статьи 12 закона, ей передается "контроль за качеством сортировки и оценки добытых драгоценных камней, а также драгоценных камней, ввозимых на территорию РФ и вывозимых с территории РФ". До сих пор, напомним, за этим рынком присматривал Минфин, а техническое обеспечение контрольных функций лежало в основном на Гохране. В самом Гохране уверены, что если у него эти функции отберут, то ведомство, ответственное за пополнение кладовки правительства Госфонда, лишится единственного инструмента, позволяющего ему влиять на добывающие компании. "Сегодня сортировка алмазов прерогатива Гохрана, и это неотъемлемый элемент системы контроля за качеством сортировки и оценки драгкамней, утверждает один из руководителей Гохрана. Без него добывающие компании смогут диктовать свои условия государству". В Минфине с такой оценкой категорически не согласны. "Ничего подобного. Достаточно сказать, что сортировкой алмазов и надзором в Гохране занимаются разные подразделения. Наша концепция предельно проста: мы выступаем за перераспределение функций Гохрана. Дело в том, что Гохран, с одной стороны, является игроком на рынке драгметаллов и камней, а с другой контролирующим органом. Налицо конфликт интересов, так что целесообразно было бы развести эти две его функции", заявили вчера Ъ в Минфине. По словам представителя этого ведомства, минфиновский проект сейчас проходит согласование в министерствах. Что же касается перспектив проекта, подготовленного ТПП, то ряд его положений, по мнению представителя Минфина, в ходе подготовки законопроекта "может быть учтен". Ъ будет следить за развитием событий. ЕЛЕНА Ъ-КИСЕЛЕВА КоммерсантЪ |