Российский рынок натуральных соков ежегодно растет на 40-60 процентовРынок соков — один из самых динамичных в мире. Только в Германии за последние 50 лет годовой объем потребления сока на душу населения вырос в 40 раз: с 1,9 литра до 44,3 литра. В среднем житель Европы, Северной Америки или Японии выпивает в год 30-40 литров. Потребление увеличивается ежегодно на 10-12 процентов. Меньше прочих жителей развитых стран соки пьют англичане — 19 литров и финны — 18. Как отмечается в обзоре агентства РосБизнесКонсалтинг, средний россиянин выпивает не более 8 литров соков в год. Но это самая оптимистическая оценка. По другим оценкам, россиянин потребляет всего 4 литра. Это вовсе не значит, что наш рынок так уж безнадежен. Наоборот, он считается одним из самых перспективных в мире, перспективнее разве что китайский рынок, но там существует специфическая культура потребления, сквозь которую трейдерам пока трудно пробиться. В последние годы наш рынок соков растет быстрее всех в мире. По некоторым данным, он прирастает на 40 процентов в год, по другим — аж на 65 процентов. Это в среднем по стране, а в богатой Москве, в нефтедобывающих районах, в Питере потребление просто скачет галопом. Шведские эксперты полагают, что уже сейчас москвичи потребляют 16 литров в год. По их оценкам, на российском рынке безалкогольных напитков соки и нектары занимают третье место (14 процентов объема рынка), уступая лишь газировкам и столовой воде. По различным данным, в 1997 году Россия импортировала около 55 процентов сока, который продавался на рынке. После дефолта многие иностранные компании ушли с российского рынка. Остались лишь те, кто наладил свое производство на нашей территории. Им некуда было отступать. Уход иностранных компаний инициировал создание крупных местных соковых производств, перенимавших западный опыт производства и менеджмента. Иностранцы не сразу осознали, что российские молокозаводы, которые на протяжении 70-80-х годов финансировались государством, могут стать локомотивами отрасли. Сейчас они "кусают локти", хотят вернуться на наш рынок, но место уже занято. Наши заводы оснастились западным оборудованием для производства как самого продукта, так и упаковки и крепко удерживают свои позиции на рынке. С 1998 года начался процесс консолидации рынка и ресурсов в руках нескольких российских производителей. Российский союз производителей соков (РСПС), по итогам мониторинга рынка (проводился в 2001 году), заявил, что около 70 процентов сегмента составляет продукция российских производителей. Небольшой объем сейчас завозится в Россию из стран ближнего зарубежья (Украина, Молдова, Белоруссия, Латвия, Таджикистан, Узбекистан). Около 10 процентов рынка составляют соки производства Германии, по 2-3 процента — Австрии, Венгрии и Франции. Было также отмечено, что импортные соки преимущественно дороже отечественных в 1,5-2 раза за аналогичный объем. По их данным, самыми дорогими являются соки производства Германии, Австрии, Франции, Венгрии и США. При этом цены на соки в универсамах, как правило, выше, чем на мелкооптовых рынках, на 30-35 процентов. Дорогие импортные соки на мелкооптовых рынках практически отсутствуют, но в полном ассортименте представлены в супермаркетах. По данным аналитических агентств, на конец 2001 года, на российском рынке присутствовало более 60 отечественных торговых марок ягодных, фруктовых и овощных соков (вместо примерно 200 в 1996 году). Около 90 процентов сокового рынка приходится на долю 26 торговых марок. Таким образом, рынок стал концентрироваться в руках считанного числа лидеров рынка. Аналитики полагают, что российские регионы остаются одним из основных резервов развития отрасли. В последние годы активизировалось производство локальных брендов. На их долю приходится примерно 60 процентов российского и 50 процентов московского рынка сокосодержащей продукции. Феномен региональных компаний преимущественно связан с тем, что они вовремя почувствовали момент, сделав ставку на сегмент среднеценовых и низкоценовых продуктов. Эту ценовую нишу раньше занимали не всегда качественные и почти всегда дешевые соки из бывших стран СЭВ. Питерские аналитики в интервью РБК заявили, что перераспределение сил возможно только на региональных рынках, так как рынки Москвы и Санкт-Петербурга уже поделены между основными игроками. Теперь выход на столичные рынки станет весьма затратным мероприятием. В свою очередь эксперты РСПС считают, что соковый рынок России достаточно открыт, и перераспределение сил возможно, в том числе за счет роста региональных производителей. //Российская газета YARMARKA.NET |