21.04.2004

РЖД поощрила себя



Илья Хренников

         Пока РАО "ЕЭС России" и "Газпром" безуспешно убеждают чиновников в необходимости опционов и бонусов для менеджмента, другая госмонополия - компания "Российские железные дороги" (РЖД) уже учредила мотивационный бюджет, причем беспрецедентных размеров. Только по итогам I квартала 2004 г. в него будет перечислено 3 млрд руб.

        ОАО "Российские железные дороги" начало работу с 1 октября 2003 г. , 100% акций компании принадлежат государству. На 2004 финансовый год РЖД запланировала получить консолидированную выручку в 648 млрд руб. , чистую прибыль - 8 млрд руб. Расходы на персонал компания не раскрывает, но они превышают 80 млрд руб. в месяц (в перевозках РЖД занято 919 300 человек со средней зарплатой 8854 руб. ).

        О том, что в I квартале РЖД получила 8 млрд руб. чистой прибыли, из которой 3 млрд руб. предполагается направить в мотивационный фонд, объявил на совещании РЖД президент компании Геннадий Фадеев. Как пояснили "Ведомостям" в РЖД, правление компании еще в январе утвердило "Положение о формировании мотивационного бюджета РЖД".

        Судя по этому документу (он имеется в распоряжении "Ведомостей") , источником этого бюджета являются сверхплановые доходы компании, а именно "положительный финансовый результат сверх запланированного ОАО "РЖД". "Мы стремимся к тому же, что и "Газпром", РАО ЕЭС и другие корпорации, - чтобы менеджмент был заинтересован в эффективной работе, чтобы оплата труда зависела от результатов", - говорит сотрудник РЖД. Акции компании пока не котируются, поясняет он, поэтому результаты работы РЖД нельзя оценить по росту капитализации, а можно лишь по превышению плана.

        Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает некорректным методом поощрение за сверхплановые финансовые результаты: "Это провоцирует занижение плановых показателей, чтобы был стимул как можно больше их превысить и больше денег направить на мотивацию".

        И действительно, уже за первые три месяца РЖД получила столько прибыли, сколько планировалось за весь 2004 г. Если так пойдет и дальше, говорит начальник аналитического отдела банка "Зенит" Сергей Суверов, мотивационный бюджет РЖД может оказаться самым крупным среди российских корпораций. "$100 млн за квартал - это $400 млн в год. А, например, программа опционов для менеджмента РАО ЕЭС оценивается в 1% акций РАО, или около $136 млн", - указывает Суверов. Мотивационный бюджет "Газпрома", сочетающий бонусы и опционы для менеджмента, пресс-секретарь руководителя компании Сергей Куприянов отказался оценить в деньгах, но дал понять, что он недотянет до $100 млн в квартал.

        Но Суверов напоминает, что чиновники ревностно относятся к мотивационным программам для менеджеров госкомпаний, предпочитая, чтобы больше денег шло на инвестиции или дивиденды. Так, идею опционов для менеджеров РАО ЕЭС совет директоров "зарубал" уже трижды, а мотивационную программу "Газпрома" на прошлой неделе отправили на доработку.

        Вряд ли чиновники с легкостью одобрят мотивационный бюджет РЖД. "Компания, конечно, имеет право направлять часть сверхплановых доходов на свои нужды, но мы должны понять, за счет чего эта прибыль получилась и выполняет ли РЖД при этом программу капвложений", - говорит замначальника управления железнодорожного транспорта ФЭК (будущая Федеральная служба по тарифам) Константин Лазарев. О том же говорит и источник, близкий к совету директоров РЖД: "Дополнительная прибыль - это хорошо. Однако направить ее можно не только на мотивацию, но и на выплаты государству или на увеличение инвестиционной программы. Тем более что положение о мотивационном бюджете РЖД недостаточно проработано и совет директоров уже отправлял его на доработку". Впрочем, в РЖД не теряют оптимизма и надеются, что в мае совет директоров одобрит и мотивационный бюджет, и распределение прибыли за I квартал.

        КУДА ПОЙДУТ ДЕНЬГИ: Согласно положению, 30% мотивационного бюджета получает ОАО "РЖД", а 70% идет филиалам (отдельным дорогам и структурным подразделениям) : 28% - на поощрение работников, 21% - на производственное развитие (приобретение транспортных средств, модернизация оборудования и др. ) , 21% - на социальное развитие (лечение и отдых, другие виды поощрений). При наличии аварий, повлекших гибель людей или большой материальный ущерб, филиалу средства мотивации не начисляются. При отсутствии сверхплановой прибыли на мотивацию РЖД может использоваться "плановый резерв" РЖД.



Источник: Ведомости