22.04.2004

Прибыль от потерь



В четверг в Москву на 2 дня прибывает фактически все руководство Евросоюза. За 8 дней до официального расширения Евросоюза лидеры намерены провести серьезные консультации с Россией по поводу всех спорных аспектов взаимоотношений Москвы и Брюсселя, которые за последние несколько месяцев усложнились - почти как перед введением виз для российских граждан Восточной Европой и "отрезанием" Калининграда.

Делегацию Евросоюза возглавляет председатель Еврокомиссии Романо Проди. Вместе с ним прибывают зампред главы ЕК, отвечающий за транспорт и энергетику, Лойола де Паласио, комиссар ЕК по внешним связям Крис Паттен, комиссар, ответственный за расширение ЕС, Гюнтер Ферхойген, ответственный за торговлю Паскаль Лами, куратор вопросов юстиции и внутренних дел Антониу Виторину и другие. Делегация должна встретиться с Владимиром Путиным и Михаилом Фрадковым (еще недавно отвечавшим как раз за отношения России с ЕС, теперь у него появляется серьезный повод доказать эффективность своего пребывания в Брюсселе).

"Заморозков" в отношениях не нужно ни России, ни ЕС, поэтому стороны наверняка будут максимально конструктивны - заверят друг друга в "уделении повышенного внимания", "приоритетном направлении сотрудничества" и т.д. На деле европейцы будут вежливы, но непреклонны. Россия тоже будет вежлива, пойдет на все основные требования Евросоюза, поскольку у нее нет иного выбора. Вопрос лишь в том, смогут ли российские дипломаты и политики по ходу этих двухдневных встреч договориться о готовности и желании Брюсселя в обозримом (а не туманном) будущем учитывать интересы и российских граждан. Скажем, по тем же визам или перемещениям людей. Правда, и в этих вопросах многие темы вновь упираются в готовность самих российских чиновников идти навстречу и от политических разговоров переходить к рутинному, пошаговому согласованию позиций.

Прибыль от потерь

В Москве говорят: от расширения ЕС Россия понесет колоссальные экономические убытки (будет нарушена торговля с традиционными партнерами). Брюссель отвечает: все наоборот, после 1 мая Россию ждет прибыль. Вокруг цифр и идет спор о правилах распространения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) - либо страны-кандидаты присоединяются к нему автоматически, либо Москве удастся добиться каких-либо преференций в условиях торговли.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) было подписано в июне 1994 года. 1 декабря 1997 года оно вступило в силу. До этого отношения регламентировались Временным соглашением о торговле, подписанным аж в 1995 году. В торговле СПС предусматривает: режим наибольшего благоприятствования, аналогичные условия для аналогичных товаров сторон, обеспечение свободы транзита, освобождение от импортных пошлин для временно ввозимых товаров. При этом СПС оговаривает возможность введения защитных мер, оспаривать справедливость которых Россия может только после полноправного вступления в ВТО.

Спохватились, как всегда, в последний момент - пик переговоров приходится на апрель, когда до расширения остаются считанные дни (тут, правда, европейские дипломаты признают: это не только российская традиция, но и их - всегда все решать в последнюю минуту, как сейчас происходит с Кипром). Уже очевидно, что никаких желаемых преимуществ московским переговорщикам получить не удастся. Евросоюз ограничится вежливым заявлением, Москва, пытаясь по мере сил сохранить лицо, будет вынуждена принять предложенные условия. Впрочем, российские чиновники уверяют: говорить, что надо срочно наводить новый порядок во взаимной торговле, они начали еще года полтора назад. Но не хватило ни переговорного уровня, ни вовремя подготовленных четких, убедительных расчетов и предложений.

Кто считает, кто считает...

Так чего будет больше - потерь или доходов? Правы оказываются все -и Россия, и Евросоюз. С одной стороны, в случае автоматического распространения СПС (на чем настаивает Брюссель) страны-новобранцы будут обязаны применять по отношению к России режим наибольшего благоприятствования в торговле. Это касается и тарифной политики, и процедурных вопросов. От того, согласится ли или нет Москва на участие новичков в СПС, режим благоприятствования не зависит - его обязаны соблюдать все члены Евросоюза. А Россия, кстати, теоретически может встать в позу: если протоколы о распространении СПС до 1 мая подписаны не будут, то формально она получит право устанавливать абсолютно произвольные таможенные тарифы для товаров стран-кандидатов.

Главный минус, с точки зрения Москвы, - то, что новички должны будут перейти от национальных к единому таможенному тарифу (ЕТТ). В этом же Брюссель видит для России максимальный потенциальный плюс: в среднем тарифы будут ниже существующих национальных, а российский выигрыш Евросоюз склонен оценивать в 300 млн евро (так видит будущую тарифную политику глава представительства Еврокомиссии в Москве Ричард Райт, при этом особо настаивая на приближении к России рынка в 450 млн потребителей). "Это все равно что измерять среднюю температуру по больнице", - возмущаются российские эксперты. Усредненные показатели действительно получаются ничего, но эксперты предлагают повнимательнее посмотреть на отдельные позиции. В Чехии, например, действовала "нулевая" пошлина на алюминий. После расширения станет 6%. Цена этого, отдельно взятого вопроса невелика - $500 тыс. в год. Но таких вопросов набирается по целой пачке с каждой из вступающих в ЕС стран. Из этого и получается цифра потерь, которой оперирует на переговорах Москва, - от $150 млн до $300 млн в год в зависимости от того, как считать.

Горный сыр - вещь трудная

Совсем страшная для российского производителя вещь - стандартизация. Хотя основными статьями экспорта в расширяющийся ЕС являются энергоносители и продукция металлургии, после 1 мая проблемы ждут и сельхозпроизводителей. Жесткость европейских санитарных стандартов уже оценили на себе страны-кандидаты: часть производств пришлось закрыть, в остальные - вложить массу денег и времени. Полякам, например, едва не пришлось расстаться с национальным горным сыром "осципек" - он под стандарты никак не подходил. И лишь после долгих переговоров им разрешили продолжать его производить, но лишь в незначительных объемах и только для внутреннего потребления -вывозить сыр на территорию остальных стран ЕС нельзя. Сырным фанатам придется ехать в Польшу.

Для российских же поставщиков ущерб будет вполне материальным: исходя из экспортных данных 2002 года, МЭРТ насчитал в качестве потерь от санитарной стандартизации около 6,5 млн евро в год.

Как раз со стандартизацией можно было бы разобраться и без переговоров с ЕС, если бы на то было желание: требования ЕС хоть и драконовские ("они же запрещают самое национальное и самое вкусное", - сетуют в странах-кандидатах), но в итоге продукты действительно оказываются безопасными, что России не повредило бы. И проблема даже не в том, что значительная часть ГОСТов сохранилась еще со времен СССР (хотя стандарт ЕС выше), а в том, что соответствие-несоответствие им не является определяющим для торговли: даже респектабельные сети магазинов периодически уличаются в торговле некачественными продуктами.

Чем топить и где долбить

Эксперты прогнозируют увеличение экспорта в Россию сельскохозяйственной продукции из стран-новобранцев - только так, продавая все в Россию, они смогут поддержать на плаву не проходящие по стандартам предприятия.

Отдельный момент, не слишком часто фигурирующий в официальных расчетах, - поставка ядерных материалов для АЭС Восточной Европы. На рынках "старого" ЕС российские поставки фактически ограничены 20% (это не прямой запрет, а скорее традиция, подкрепленная особыми условиями визирования контрактов). Восточноевропейские АЭС - опять-таки благодаря традиции - от российского топлива зависят фактически на 100%. Понятно, что искусственно переводить их на другие источники никто не будет, но пока российские поставщики не уверены, что их работа в расширенном ЕС не усложнится.

Далее - антидемпинг. Новобранцы с 1 мая будут обязаны выполнять все действующие против России антидемпинговые процедуры, распространенные в ЕС. Сейчас применение ЕС защитных мер означает для российских поставщиков недополучение примерно 250 млн евро в год. За счет присоединения новых членов цифра удвоена не будет, но может возрасти процентов на 30. Россия хотя и получила от Евросоюза статус страны с рыночной экономикой (что предусматривает возможность обжалования антидемпинговых процедур), но пока ни по одному из параметров никаких решений в пользу Москвы не было. Все потому, говорят московские эксперты, что органы Евросоюза специально затягивают рассмотрение жалоб. Те, которые Россия смогла сформировать (по правилам их может подавать не государство, а обиженный производитель лично), лежат года по полтора без всяких результатов. И вроде как начаты государственные переговоры с Антидемпинговой службой Комиссии европейских сообществ (КЕС), но их итоги появятся явно гораздо позднее даты официального расширения. Хотя в целом все эксперты сходятся во мнении: полноценное рассмотрение споров станет возможным только после того, как Россия будет полноценным членом ВТО.

***

Но худшим вариантом все равно будет отказ Москвы от подписания протоколов по распространению СПС. Часть государств-кандидатов двусторонние договоры о торговле уже денонсировала, так что отсутствие компромисса приведет к правовому вакууму (даже для экспорта-импорта продукции между двумя приграничными и фактически соседними предприятиями нужна солидная законодательная база) плюс максимально жесткому обострению отношений с ЕС. Что не пойдет на пользу ни той, ни другой стороне. Но для России, товарооборот которой составит с "большим Евросоюзом" почти 53%, будет намного более ощутимым.

Там хорошо, но насовсем туда не надо

"Если бы сегодня проводился референдум о вступлении нашей страны в ЕС, то 45% россиян проголосовали бы "за" (30% - "против")", - сообщили социологи из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Однако опросы показывают, что количество "еврооптимистов" у нас не меняется с 2001 года, а вот доля "евроскептиков" только за последний год выросла с 16% до 20. Эти люди уверены, что "Россию в Европе никто не ждет и что европейцы никогда не будут относиться к нам как к равноправным партнерам". Сократилось (с 30% до 25%) и число тех, кто желает равноправных, партнерских отношений нашей страны и ЕС, но выступает против полной интеграции России в общеевропейские институты.

- Некоторое охлаждение россиян к идее европейской интеграции объясняется двумя причинами, - считает директор ВЦИОМа по международным и общественным связям Дмитрий Поликанов. - Во-первых, сыграл свою роль "калининградский фактор" - люди увидели, что, несмотря на все усилия российских дипломатов и триумфальные заявления некоторых политиков, добиться введения безвизового режима не удалось, по сути нам щелкнули по носу. Во-вторых, непрекращающаяся со стороны Старого Света критика российских властей "за Чечню" граждан сильно раздражает. Ведь мы только что выбрали эту самую власть.

Несмотря на некоторое раздражение, россияне хотят сотрудничать с объединенной Европой. Но предельно прагматично. Не случайно среди основных направлений взаимодействия России и ЕС на первое место респонденты поставили экономику: углубление экономических и торговых связей, привлечение инвестиций, укрепление позиций на общеевропейском энергетическом рынке.

Известия