23.04.2004


Торг на высшем уровне. Переговоры с Евросоюзом не привели к прорыву



Анастасия Онегина
Александр Беккер
Игорь Федюкин

         Долгожданный прорыв в отношениях России и Европы вчера не состоялся. Обмен уступками по самым важным для Москвы и Брюсселя вопросам отложен как минимум на полмесяца.

        Отношения России со своим крупнейшим торговым партнером - Евросоюзом давно перешли в плоскость взаимных упреков. Российские переговорщики возмущены условиями, на которых Евросоюз готов принять страну во Всемирную торговую организацию (ВТО) , а Брюссель упрекает Москву в нежелании идти на компромиссы ради членства в организации, определяющей правила мировой торговли. Дополнительную остроту отношениям придает расширение ЕС, в который с 1 мая вступят 10 новых членов, включая три прибалтийских государства, входивших до 1991 г. в СССР. Москва оценивала потери российских компаний от изменения режима торговли с этими странами в $150 - 300 млн (см. таблицу).

        Искать развязки по самым острым вопросам прибыли вчера в Москву семь комиссаров ЕС и председатель Еврокомиссии Романо Проди. С российской стороны диалог вели министр экономического развития Герман Греф, премьер Михаил Фрадков и президент Владимир Путин.

        "Все карты уже давно на столе, надо найти масштабную развязку, комбинацию "разменов" на высшем политическом уровне", - говорил до начала переговоров источник в российской делегации. Накануне визита Проди российские переговорщики два дня "обрабатывали" европейцев на неформальных "консультациях" в Нижнем Новгороде. "В баньке попарились, водки попили, надеюсь, [на переговорах с Проди] теперь все сложится", - рассказывал российский дипломат.

        Переговоры Грефа с комиссаром по торговле Паскалем Лами начались удачно для России. "Европейцы наконец-то приняли наши предложения по доступу на рынок страхования и телекоммуникаций после вступления в ВТО", - говорит один из участников встречи. Почти принято было и предложение россиян зафиксировать импортные тарифы на автомобили после переходного периода в 15% , а на самолеты - в пределах 12 - 15% (европейцы в обоих случаях настаивали на том, что пошлины не должны быть выше 10% ). "Они покивали головами, сказали, что "вроде бы да, но окончательный ответ дадим после обеда", - говорит чиновник, знакомый с ходом переговоров. - Если бы мы закрыли эти самые болезненные вопросы на двусторонних переговорах, то к саммиту с ЕС 21 мая могли бы уже и подписать протоколы [по тарифам и услугам]".

        Россия тоже пошла на уступки, согласившись с тем, что тарифы на транзит из Калининграда будут повышены, хотя и не до европейского уровня, а необходимые таможенные документы будут приводиться к европейским образцам. Поднять ЕС на защиту прав русскоязычного населения в Прибалтике России тоже не удалось. "Этот конкретный случай не может являться предметом специального договора", - отрезал Проди.

        Однако после обеда график переговоров сломался, и Греф с Лами не успели провести запланированную встречу наедине. К последующим обсуждениям был допущен лишь узкий круг чиновников с обеих сторон: на переговоры Путина с Проди в Ново-Огареве не попал даже главный российский переговорщик Максим Медведков. Официальные комментарии, несмотря на обещание Грефа "озвучить конкретные детали" переговоров "во второй половине дня", были крайне скупы. После почти двухчасовых переговоров Фрадков сообщил лишь, что "мы достигли большего понимания по ряду острых вопросов, которые наверняка найдут свое решение в ближайшее время". Проди был менее оптимистичен: он напомнил, что обеим сторонам необходимо двигаться в сторону подписания Россией Киотского протокола, а также заявил, что на переговорах по ВТО "остаются сложные вопросы", прежде всего энергетический пакет и платежи европейских авиакомпаний за пролеты над Сибирью.

        К вечеру большая часть российских переговорщиков пребывала в полной растерянности. "Судя по тому, что Путин не вышел [после переговоров в Ново-Огареве], ничего хорошего там не случилось", - предполагает участвовавший в остальных обсуждениях чиновник аппарата правительства. "Надеюсь, что [по условиям вступления России в ВТО] к саммиту в мае будет решение", - обнадежил Проди.

        "Прорывов не было, - подытожил Медведков. - Есть медленное движение вперед".



Источник: Ведомости