Кто рассудит с государствомНачавшаяся в марте административная реформа, по сути, свелась к расстановке чиновников по должностям. При этом упущено едва ли не главное административная юстиция, порядок разрешения споров между гражданами и государством. Число таких судебных дел достигает критических масштабов. Для оптимизации нагрузки на суды Верховный суд РФ предлагает создать федеральные административные суды, а Высший арбитражный суд РФ, давно создавший в своей структуре административные коллегии, делает ставку на досудебные процедуры. Только суд В советские времена судебная защита от чиновного произвола практически исключалась. Сейчас на чиновников любого ранга можно жаловаться прямо в суд. Более того, многие действия (например, взыскание с граждан недоимок по налогам) сами власти без суда совершать не могут. Огромное количество административных споров, однако, привело к небывалой перегрузке судов. К административным делам принято относить оспаривание нормативных правовых актов, обжалование неправомерных действий (бездействия) госорганов и должностных лиц, налоговые споры, дела о взыскании обязательных платежей и санкций Пенсионным фондом, Фондом социального страхования, нарушения избирательного законодательства, дела об административных правонарушениях. Споры с участием граждан (в ряде случаев общественных объединений) рассматривают суды общей юрисдикции, с участием индивидуальных предпринимателей и юридических лиц арбитражные суды. В 2003 году суды общей юрисдикции рассмотрели свыше 3,6 млн административных дел, арбитражные суды около 445 тыс. (общее число дел, рассмотренных арбитражными судами, около 870 тыс.). Реформированием административной юстиции несколько лет назад занялся Верховный суд РФ. В ноябре 2000 года Госдума приняла в первом чтении внесенный им проект федерального конституционного закона "О федеральных административных судах в РФ". Проект предусматривает создание в системе судов общей юрисдикции федеральных межрайонных административных судов, а также судебных коллегий по административным делам в вышестоящих судах, включая Верховный. Сейчас специальных административных коллегий в судах общей юрисдикции нет, дела рассматривают судьи по гражданским делам. Это создает ряд проблем. "Гражданское судопроизводство строится на принципах диспозитивности, состязательности и процессуального равенства сторон, комментирует ситуацию заместитель председателя Верховного суда РФ Петр Серков. А в административно-правовых спорах одна сторона (госорган или должностное лицо) всегда является властной, что делает положение заявителя более уязвимым. Кроме того, для разрешения таких споров требуется знание управленческих норм и процедур, применяемых органами публичной власти". Чтобы судопроизводство по административным делам велось по другим правилам, необходимо не только создать сами административные суды, но и принять специальный процессуальный закон. Между тем принятый в первом чтении законопроект об административных судах долго пролежал под сукном, и лишь в январе 2004 года совет Госдумы решил возобновить над ним работу. Пока, однако, четкая концепция административных судов не просматривается: не определено даже, какие именно категории дел будут им переданы. Например, суд общей юрисдикции спасают от перегрузки мировые судьи: на их долю приходится основная часть дел об административных правонарушениях нарушении правил дорожного движения, незаконной торговле, финансовых нарушениях, пьянстве, мелком хулиганстве. Правонарушения самая многочисленная категория административных дел (в 2003 году их рассмотрено более 3,2 млн), и мировые судьи с ними неплохо справляются. Таким образом, на долю административных судов останется не более 0,4 млн дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции (если, конечно, в ведение административных судов не перейдет часть административных споров, рассматриваемых сейчас арбитражными судами). Не только суд По сравнению с 2002 годом в 2003 году число административных дел, рассмотренных арбитражными судами, увеличилось на 36,5% (общий прирост 24,7%). В пять раз (с 21 тыс. до 109 тыс.) возросло количество исков Пенсионного фонда (ПФР), Фонда социального страхования о взыскании обязательных платежей и санкций. В некоторых регионах (например, в Пермской области) активность ПФР привела к двукратному увеличению общей нагрузки на суд, причем речь часто идет о взыскании незначительных сумм меньших, чем судебные расходы. По мнению председателя Высшего арбитражного суда РФ Вениамина Яковлева, арбитражные суды превращены в придаток административных органов: из 445 тыс. административных дел 320 тыс. возбуждались по заявлениям госорганов. В таких делах обычно подтверждается наличие задолженности и выносится решение о взыскании. Суд, однако, занимается несвойственным ему делом: вместо решения спора о праве он погружается в бухгалтерские расчеты, соблюдая при этом громоздкую и дорогостоящую процедуру. В отличие от судов общей юрисдикции в арбитражных судах действуют коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Так предусмотрел федеральный конституционный закон 1995 года "Об арбитражных судах в РФ". Особенности процесса предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом. Однако организационная упорядоченность все равно не позволяет справиться с лавиной дел, не свойственных суду. Поэтому Вениамин Яковлев предлагает ввести обязательное досудебное обжалование незаконных актов и действий госорганов в вышестоящие административные органы с последующим судебным контролем за их решениями. Примером служит зарубежный опыт (см. интервью Вениамина Яковлева), особенно германский, где в структуре органов исполнительной власти действуют квазисуды. В России порядок административного обжалования и по сей день остается советским: жалоба, поданная в вышестоящую инстанцию, спускается вниз к самому чиновнику, принявшему решение. Очевидно, что вводить именно эту процедуру в качестве обязательной абсурдно, положительных результатов она не принесет. Другой путь более глубокое и масштабное административное реформирование, не позволяющее чиновникам изощряться в "спихотехнике" и кардинально меняющее подходы к разрешению административных споров. Неизвестно только, готовы ли к подобным реформам сами чиновники. ОЛЬГА Ъ-ПЛЕШАНОВА ![]() ![]() ![]() КоммерсантЪ |