13.05.2004

Юрий Лужков не может договориться сам с собой и решить, что делать с рекламой в метро



    В последнее время вновь обострилась борьба за право продажи рекламных возможностей Московского метрополитена. По сведениям Ъ, дело даже дошло до принятия московскими властями взаимоисключающих решений. Перед праздниками правительство Москвы предписало руководству подземки на внеконкурсной основе заключить договоры с уже продающими рекламу компаниями. А через неделю подписавший соответствующее постановление Юрий Лужков велел вице-мэру Валерию Шанцеву все же рассмотреть возможность проведения конкурсов.

   По итогам конкурса 2002 года, участники которого заплатили за право продажи рекламы на всех линиях московского метро немногим более $18 млн, рынок подземной рекламы был фактически монополизирован АФК "Система". Холдингу принадлежали два из четырех победителей -- компании "ТВ-проект" и "Максима". А вскоре "Система" установила контроль над третьим победителем -- "Метрорекламой", дочерней компанией Московского метрополитена. Прошлой осенью контракт с победителями тендера был продлен на год. По экспертным оценкам, объем рынка метрорекламы составляет около $22 млн.

   Постановление правительства Москвы от 27 апреля #270 "Об управлении рекламным процессом в Московском метрополитене" за подписью мэра Москвы предписывает ГУП "Московский метрополитен" и комитету рекламы "заключить с ООО 'Олимп' (управляющая компания, которая продает рекламу в метро от имени победителей конкурса 2002 года -- 'Метрорекламы', 'Максимы', 'ТВ-Проекта' и 'Альмакора'.-- Ъ) договор на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене сроком на семь лет". Платить за это право "Олимп" должен был по действующим ценам, хотя авторы постановления предусмотрели возможность менять цену "на основании распорядительного документа правительства Москвы, но не чаще одного раза в год".

   Накануне выхода этого документа Национальная ассоциация наружной рекламы и информации (НАНРИ), созданная по инициативе компании News Outdoor-Russia, обратилась с письмом к мэру Юрию Лужкову. В нем ассоциация предложила главе города провести конкурс на право размещения рекламы в московском метро. "В случае проведения конкурса город смог бы... получать за право размещения рекламы на территории Московского метрополитена уже не 20, а более $30 млн в год",-- говорилось в письме. В случае заключения пятилетнего договора платежи, по мнению НАНРИ, должны были составить не менее $180 млн. News Outdoor-Russia давно проявляет интерес к рынку подземной рекламы. Именно эту компанию называли одним из основных претендентов на победу в конкурсе по метрорекламе в 2002 году. Однако после того, как метрополитен объявил первоначальную стартовую цену за право продажи подземных рекламоносителей -- $19,6 млн, News сочла цену завышенной и отказалась от участия в торгах.

   Получив письмо рекламщиков, московский мэр засомневался. По крайней мере, в резолюции, наложенной 7 мая Юрием Лужковым на письмо НАНРИ, глава города попросил вице-мэра Валерия Шанцева рассмотреть возможность проведения конкурсов на право размещения рекламы в подземке и в десятидневный срок подготовить предложения. Нельзя исключить, что теперь постановление "Об управлении рекламным процессом в Московском метрополитене" будет либо отменено, либо откорректировано. По крайней мере, когда вчера Ъ обратился за комментариями в пресс-службу правительства Москвы, там не смогли обнаружить этот документ. При этом одна из сотрудниц пресс-службы отметила, что хорошо помнит это постановление, так как видела его "буквально на днях". Подтвердить существование постановления удалось лишь в протокольном отделе мэрии.

   Другие участники столичного рынка наружной рекламы между тем положительно оценивают злополучное постановление. Они считают, что, отменив конкурсы на рекламу в метро, власти продемонстрировали готовность вообще отказаться от идеи выставить на аукционы право на размещение рекламоносителей в городе. "По существу, этим постановлением город поддержал идею заключения долгосрочных договоров с компаниями, которые хорошо себя зарекомендовали на рынке",-- считает Игорь Пронин, глава компании Saimon Outdoor, представляющей Clear Channel в Москве. "Это решение правильное, очень взвешенное,-- говорит глава компании 'Вера & Олимп' Дмитрий Демин.-- Что-то подобное должно произойти и в наружной рекламе: для властей приоритет долгосрочных отношений с бизнесом определенно выше сиюминутной выгоды от проведения аукционов".

ТИМУР БОРДЮГ, КОНСТАНТИН ВОРОНЦОВ

КоммерсантЪ