21.05.2004

EasyJet спасется от краха пиаром



Известная своими дешевыми билетами английская авиакомпания EasyJet подала в суд на слияние Air France и KLM. Французское правительство отреагировало незамедлительно: англичан обвинили в том, что их истинная цель – использовать суд для рекламы и привлечения новых клиентов.

Вторая по величине европейская малобюджетная авиакомпания EasyJet во вторник обратилась в суд первой инстанции Люксембурга с просьбой опротестовать решение Еврокомисии о слиянии французской Air France и голландской KLM («Газета.Ru» подробно рассказывала об этой сделке). Британский дискаунтер считает, что альянс Air France и KLM «не гарантирует конкуренцию» на рынке авиапереревозок, а также отрицательно повлияет на «возможности выбора потребителя, которые фундаментальным образом снизится».

Еврокомиссия одобрила альянс Air France и KLM 11 февраля, а само слияние завершилось 3 мая.

«EasyJet безоговорочно поддерживает необходимость консолидации европейского сектора воздушных перевозок и уже давно заявляет об абсурдности существующего положения, при котором каждая страна имеет свою собственную национальную авиакомпанию, – говорится в заявлении EasyJet. – Однако жизненно необходимо, чтобы интересы потребителей превалировали над процессами консолидаций». Причина претензий EasyJet заключается в том, что объединенная компания Air France–KLM отбирает у нее долю рынка.

Брюссель одобрил слияние Air France и KLM при условии, что обе компании выполнят взятое на себя обязательство передать своим конкурентам 94 слота (взлетно-посадочных места) ежедневно на сообщениях Франция – Голландия, Франция – Италия и Европа – США, то есть там, где у французов и голландцев наиболее сильное присутствие. EasyJet раскритиковала Еврокомиссию, поддержавшую это решение, поскольку оно было предложено самими Air France и KLM.

По словам гендиректора EasyJet Рея Вебстера, «Еврокомиссия должна принять ясные меры для препятствования операциям, которые могут привести к усилению доминирования на рынке ЕС». «Совершенно понятно, что объединение с KLM укрепляет позицию Air France, из-за чего мы видим опасный прецедент для будущих слияний, – считает Вебстер. – Ни на одном европейском рынке нет такой выраженной гегемонии национального авиаперевозчика, как во Франции».

Для EasyJet слияние оказалось болезненным ударом. И дело даже не в том, что она боится ценовой конкуренции; в отличие от английского дискаунтера, Air France традиционно считается дорогой компанией. Проблема в том, что EasyJet не хватает слотов на взлеты и посадки. У дискаунтеров и так существует слабая сторона в виде часто неудобного времени вылета/прилета, так что невозможность организовывать лишние рейсы грозит EasyJet финансовыми потерями. В начале мая компания объявила о возможном резком падении прибыли, после чего ее акции сразу подешевели на четверть. Вебстер вынужден был признать, что ценовая политика малобюджетных авиалиний «нереалистична», она приведет к потере прибыли и банкротствам. И действительно, только за последний месяц обанкротились сразу три дискаунтера: британская Duo, ирландская Jet Magic и финская Flying Finn.
В прошлом году EasyJet приложила большие усилия, чтобы утвердиться во французском небе. В итоге она обогнала своих соотечественников British Airways, заняв второе место по пассажиропотоку во Франции, хотя годом ранее была лишь на седьмом.

Поэтому англичане хотят засудить не только Еврокомиссию, но и Ассоциацию по координации расписаний – организацию, распределяющую слоты – за «отсутствие независимости по отношении к Air France».

Такая активность британцев не могла долго оставаться без ответа. Во вторник президент Air France Жан-Сириль Спинетта обвинил EasyJet в распространении ложной информации. По словам Спинетты, Рей Вебстер «врет, когда раздосадован». А вчера к главе Air France на подмогу пришел министр транспорта Франции Жиль де Робьен. По его словам, истинной целью EasyJet является PR, а трибуны европейского суда английский дискаунтер использует как громкоговорители для своей публичной корпоративной рекламы. «EasyJet использует юридические ресурсы, чтобы обратить на себя внимание своих потенциальных клиентов, добиться того, чтобы о ней немного поговорили», – заявил французский министр. «Дело в судах, и там оно разрешится», – резюмировал де Робьен.

Газета.RU