24.05.2004

Антимонопольная атака на Sony и BMG



Евросоюз официально не даст объединиться двум крупнейшим мировым звукозаписывающим компаниям. Однако помешать созданию звукозаписывающей компании-монстра не так-то просто.

Aнтимонопольное ведомство Евросоюза должно официально представить возражения против слияния японской Sony Music и музыкального филиала немецкой Bertelsmann AG BMG, соответственно второй и пятой по величине звукозаписывающих компаний мира.

О планируемом слиянии было объявлено в декабре прошлого года. Предполагалось, что объединение пройдет равными долями. В новой компании у Sony и BMG будет по 50% акций, а в совет директоров войдет одинаковое количество представителей каждой. В случае слияния образуется вторая в мире звукозаписывающая структура, которая будет контролировать 25,2% рынка, практически не уступающая лидеру отрасли – Universal Music, занимающей 25,9%. Целью слияния является сокращение затрат, которые несут звукозаписывающие фирмы в связи с заполнением рынка пиратской продукцией. Sony и BMG надеются сэкономить $300 млн в год.

К всестороннему изучению его последствий Еврокомиссия приступила в середине февраля. На полный анализ всех обстоятельств сделки было отведено пять месяцев – до 22 июля, однако европейские чиновники уложились в три: по словам источника из антимонопольного ведомства, декларация с возражениями против объединения была готова в минувшую среду. В документе выражено беспокойство по поводу эффекта, который слияние окажет на конкуренцию в индустрии звукозаписи: в ЕС опасаются, что новая компания займет господствующее положение. Одним из важнейших является вопрос, будет ли Sony вводить ограничения на размещение рекламы поставщиках аудиовидеопроигрывателей, мобильных телефонов и интернет-услуг в каталоги продукции новой компании.

А еще против слияния Sony и BMG выступают около 2 тыс. независимых лейблов, которые боятся потерять рынок под тяжестью нового гиганта. В частности, Sony вменяется в вину, что недавно запущенный ею онлайновый сервис Sony Connect дает преимущества владельцам плееров этой фирмы при скачивании из интернета 500 тыс. музыкальных треков, большинство которых записаны именно независимыми компаниями грамзаписи.

Первый тревожный сигнал для Sony BMG поступил еще в апреле, когда антимонопольное ведомство Еврокомиссии приостановило изучение слияния, затребовав у компаний дополнительные документы, касающиеся авторских прав. Но говорить о том, что сделка Sony с BMG похоронена, преждевременно.

Когда дело касается таких крупных слияний, ЕС всегда выдвигает массу требований и претензий, это уже стало традицией. Равно как и то, что обычно фигуранты сделки все же идут на уступки и в конце концов слияние одобряется. До 22 июля у Sony и BMG осталось ровно два месяца, этого вполне достаточно для достижения компромисса.

Sony Music занимает 14,1% рынка, доля BMG равна 11,1%. Sony принадлежат права на выпуск дисков таких артистов, как Бейонс и Брюс Спрингстин, BMG – Бритни Спирс и Джастин Тимберлейк. По условиям подписанного в декабре соглашения о слиянии новая компания получила название Sony BMG со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Главой совета директоров Sony BMG должен был стать председатель и исполнительный директор BMG Рольф Шмидт-Хольц, исполнительным директором – глава Sony Music Entertainment Эндрю Лэк. Сделка не распространяется на подразделения компаний, занимающиеся издательской деятельностью, дистрибуцией и производством, а также музыкальное подразделение Sony в Японии – SMEJ.

Газета.RU