25.05.2004

"Патэрсон" отдал логистику на сторону, наняв специализированного подрядчика



Юлия Ярош

         Розничная сеть "Патэрсон" перестанет сама заниматься доставкой товаров в свои магазины. Руководство сети наняло для этого стороннего подрядчика - Национальную логистическую компанию (НЛК). Конкуренты "Патэрсона" считают, что собственная логистика пока более эффективна.

        Сеть универсамов "Патэрсон" включает 31 магазин, 19 из которых находятся в Москве и Подмосковье, 12 - в регионах, в том числе в Санкт-Петербурге, Твери, Самаре, Казани, Пензе, Уфе и Ставрополе. В 2003 г. оборот сети, по собственным данным, составил $140 млн.

        НЛК, созданная в 1997 г. , владеет складскими терминалами в Москве и Химках общей площадью около 120 000 кв. м, а также филиалами в Екатеринбурге и Новосибирске, работающими на арендованных площадях. Оборот НЛК не раскрывается. В "Патэрсоне" и самой НЛК эту компанию называют крупнейшей логистической компанией РФ.

        Сеть "Патэрсон" подписала вчера с НЛК договор об оказании полного комплекса складских и транспортных услуг на всей территории России, сообщил "Ведомостям" коммерческий директор сети Алексей Закревский. Теперь НЛК будет полностью обеспечивать все централизованные поставки товаров в универсамы "Патэрсон". Централизованно в магазины поступает приблизительно 6% грузооборота (2000 - 3000 наименований товаров) , остальное привозят в супермаркеты сами производители и дистрибьюторы. В будущем "Патэрсон" хочет довести централизованные поставки до 30%. Менеджер НЛК по работе с ключевыми клиентами Павел Печерица подтвердил: "Патэрсон" займется выстраиванием своей сети, а мы будем следить за всей цепочкой товародвижения в Москве и регионах, т. е. освободим их для выполнения основных задач".

        До подписания договора, рассказывает Закревский, "Патэрсону" приходилось пользоваться услугами нескольких транспортных компаний, а также использовать площади нескольких своих московских магазинов в качестве распределительных пунктов. "Но с учетом развития сети в регионах такая схема невозможна, - объясняет он. - Больше половины ассортимента в региональные магазины привозят местные компании, но поставками товаров из других городов должен кто-то профессионально заниматься". По словам Закревского, то, что НЛК располагает складскими терминалами только в Москве, Екатеринбурге и Новосибирске, не помешает ей обслуживать и самые отдаленные универсамы сети, например в Сочи. "Южный регион у нас в планах, - говорит директор по продажам НЛК Алексей Цацулин. - Наши собственные складские терминалы появятся в Ростове в следующем году. Затем придет очередь Новосибирска, Екатеринбурга и Самары". По словам Цацулина, стоимость возведения терминала можно оценить в $700 - 800 за 1 кв. м "плюс огромная составляющая за землю, коммуникации и прочее, что увеличивает стоимость в разы".

        Закревский не раскрывает стоимость услуг НЛК, но говорит, что сокращение издержек позволит "Патэрсону" повысить рентабельность на 3%. Например, сок можно везти от производителя в другие города, а можно закупать на месте у дистрибьюторов. В первом случае закупочные цены будут намного ниже, но добавятся транспортные расходы. НЛК из двух возможностей выберет оптимальную, говорит менеджер "Патэрсона". Руководство компании выбирало между НЛК и французской "ФМ-Логистик", остальные, по словам Закревского, "не соответствуют им по уровню сервиса и качества".

        Цацулин говорит, что НЛК уже сотрудничает с московскими магазинами Metro, а также с компанией "Эльдорадо". Другой сотрудник компании на условиях конфиденциальности рассказал, что ведутся переговоры с Auchan. Цацулин считает, что даже те ритейлоры, которые предпочитали строить собственные логистические комплексы, как, например, "Перекресток", могут стать их клиентами, потому что их распределительные центры "уже не поспевают за возросшими оборотами".

        Начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова считает: "По большому счету удобнее пользоваться услугами опытных логистиков, западные ритейлоры чаще поступают именно так. Но нельзя забывать, что предложение со стороны логистических компаний там больше, а у нас "от двери до двери" возят очень немногие". Директор по логистике "Перекрестка" Иван Балакирев говорит, что компания постоянно отслеживает на рынок логистических услуг, но считает, что сейчас собственная логистика более эффективна. "Я понимаю "Патэрсон", который никогда этим не занимался, и для него слишком дорого осваивать новые технологии. Думаю, что розничный рынок у нас вполне развит и во многом не уступает западному, нужно говорить именно о неразвитости логистического рынка. Хотя Wal-Mart, например, до сих пор занимается логистикой самостоятельно - правда, выделив ее в отдельную компанию. И мы собираемся поступить так же в самое ближайшее время", - рассуждает Балакирев.



Источник: Ведомости