British American Tobacco снизила ценыКак стало известно "Ъ", одна из крупнейших табачных компаний России — British American Tobacco (BAT) — снизила приблизительно на 7% розничные цены на свой основной брэнд — сигареты "Ява золотая". Это решение вызвало неожиданно жесткую реакцию со стороны других операторов табачного рынка, обвинивших ВАТ в развязывании ценовой войны. Объем продаж на табачном рынке России составляет около 300 млрд штук сигарет в год (порядка $5,9 млрд). По итогам прошлого года, по данным компании "Бизнес-Аналитика", 25,52% рынка в объемном выражении занимала Philip Morris, за ней идут Japan Tobacco International (JTI; 15,22%), BAT (15,19%), "Лиггетт-Дукат" (14,88%), "Балканская звезда" (7,89%), "Донтабак" (5,82%), "Нево-табак" (2,19%). Снижение цен на "Яву золотую" в British American Tobacco объясняют ситуацией, сложившейся на рынке. Директор по маркетингу ВАТ Дэвид Стир заявил: "Сегодня четко просматривается тенденция, когда курильщики сигарет стоимостью ниже 10 рублей за пачку переходят на более качественные и дорогие марки. Чтобы использовать эту динамику, мы приняли решение о снижении цены в оптовом и розничном звене на 1 рубль. Отпускные цены фабрик останутся без изменений". Эксперты объясняют снижение цен иными причинами. По словам главы компании "Бизнес- Аналитика" Андрея Стерлина, доля "Явы золотой" на рынке достаточно сильно упала: "С января 2003 по март 2004 года доля этого брэнда в объемном выражении снизилась с 5 до 4,1%. Возможно, за счет снижения цен производитель хочет поднять продажи: марка уже старая и, кроме того, самая дорогая в своем сегменте". Как бы то ни было, снижение цены на "Яву золотую" выглядит весьма незначительным — чуть более 7% (цена пачки уменьшилась с 13 до 12 рублей). Однако конкуренты ВАТ весьма жестко отреагировали на это событие. По словам генерального директора "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" Марка Дюрста, "как свидетельствует опыт других стран, снижение цены на одну марку может вызвать цепную реакцию в виде снижения цен на другие марки, что, в свою очередь, приведет к ценовой войне". Более того, по мнению господина Дюрста, снижение цен в условиях действующей системы взимания акцизов может привести "к еще более существенному недобору налогов с отрасли, чем есть сейчас". Бывший глава "Донтабака", а ныне депутат Госдумы Иван Саввиди был еще более категоричен, чем руководство российского подразделения Philip Mor- ris. "Это вызывающее действие и настоящее начало демпинговой войны. Но на этом не выиграет ни "Ява золотая", ни ВАТ. Применение демпинга в более низких ценовых сегментах приведет к разрушению рынка и перераспределению прибыли за счет дорогих сигарет. Российские производители не в состоянии принять эту войну: у них нет запаса прочности",— заявил господин Саввиди. Снижение цен на "Яву золотую" отнюдь не первое событие подобного рода в последние годы. После покупки Japan Tobacco International подразделения RJR, отвечающего за работу на международных рынках, были снижены цены на Winston, чтобы эта марка напрямую не конкурировала с другим брэндом из портфеля JTI — Mild Seven. Другой пример — постепенное снижение цен на сигареты Alliance (входит в портфель ВАТ). Однако и в первом, и во втором случаях никто из табачников никакого возмущения не высказал. Насколько оправданны опасения операторов рынка в случае с "Явой золотой", эксперты оценить пока не берутся. "Все табачные компании надеются, что ценовых войн не будет. Хотя теперь "Ява золотая" приблизится к уровню двух других крупных марок из этого сегмента — "Петр I" и Bond Street. Поэтому возможна ответная реакция",— говорит Андрей Стерлин. Однако в JTI (эта компания выпускает марку "Петр I") заявили, что их ценовая политика от колебаний цен на продукцию конкурентов не зависит. В российской Philip Morris возможные изменения цен на свои марки не комментируют. //КоммерсантЪ YARMARKA.NET |