Автогигантов лишили надежды. Правительство не собирается повышать пошлины на новые иномаркиАнфиса Воронина Министр экономического развития Герман Греф разочаровал отечественных автопроизводителей, которые целый год надеялись, что правительство повысит до 35% пошлины на ввоз новых иномарок. Греф сказал, что кабинет похоронил эти планы. В прошлом году, по данным PricewaterhouseCoopers, российские производители выпустили 870 000 автомобилей ($4,3 млрд) , зарубежные производители в России - 54 000 ($0,6 млрд). Новых иномарок (до трех лет эксплуатации) за прошлый год в Россию было ввезено 170 000 ($3,5 млрд) , подержанных - 400 000 ($4 млрд). Объем российского рынка легковых автомобилей в 2003 г. составил 1,495 млн штук ($12,4 млрд) против 1,417 млн ($10,5 млрд) в 2002 г. Весной прошлого года чиновники Минэкономразвития обнадежили автопроизводителей планами повысить с 25% до 35% тарифы на импорт новых иномарок на ближайшие пять лет. Департамент инвестполитики министерства просчитал, что повышение пошлин с 2006 г. с последующим снижением до 10 - 15% позволит привлечь в отечественный автопром иностранные инвестиции. В начале августа Греф объявил, что правительство может поднять тарифы годом позже и на три-пять лет в рамках переходного периода при вступлении России в ВТО. С тех пор чиновники тему не комментировали, но автолоббисты не переставали надеяться, что заявленные планы станут реальностью. За счет повышения пошлины автопроизводители рассчитывали найти инвесторов для организации сборки и производства автокомпонентов. "Мы хотели, чтобы в Россию пришли крупные иностранные компании, которые бы построили здесь заводы для производства комплектующих - их могли бы закупать и мы", - говорит представитель "АвтоВАЗа". По его словам, объем российского рынка машин растет на 6 - 7% ежегодно и собственные производственные мощности "АвтоВАЗа" за не позволяют удовлетворять растущий спрос. А сотрудник другого крупного российского автопроизводителя отмечает, что ВАЗ страдал и от конкуренции со стороны иномарок низшей и средней ценовых категорий. Вчера Греф убил надежды российского автопрома. "Мы отказались от этой идеи, а именно - от повышения пошлин на новые иномарки", - приводит слова министра агентство "Прайм-ТАСС". "Логика непонятна", - возмущен сотрудник одного из крупнейших российских автопроизводителей. Гендиректор "Северсталь-Авто" Вадим Швецов говорит, что ввозить иномарки сейчас выгоднее, чем производить их внутри страны. "35% -ная пошлина никогда не была самоцелью, - уверяет он. - Но в России не существует реально работающих стимулов для привлечения инвестиций в автопром, поэтому задача госрегулирования - перевернуть эту ситуацию для инвестора". Западные автопроизводители и их российские дилеры, впрочем, с самого начала относились к затее Минэкономразвития прохладно - кратковременного повышения пошлин для привлечения масштабных инвестиций, по их мнению, мало. "Сомневаюсь в том, что от этих предложений будет эффект для привлечения иностранных инвестиций", - сказал "Ведомостям" менеджер по связям с общественностью российского представительства Volkswagen Алексей Гордасевич. Кроме того, напоминает генеральный менеджер по стратегическому маркетингу ГК "Рольф" (дистрибьютор Mitsubishi, VOLVO, Ford и др. ) Валерий Тараканов, с учетом адвалорной составляющей пошлины (1 - 2,35 евро за куб. см двигателя) для мощных машин тариф и так эквивалентен 35% таможенной стоимости. "Если поднять ставку надолго, защищенные от конкуренции инвесторы были бы заинтересованы производить здесь устаревшие модели, а кратковременное повышение, как обсуждалось в прошлом году, бессмысленно", - считает Тараканов. Вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Сергей Алексейчук называет 25% -ную пошлину "компромиссным уровнем", позволяющим успешно продавать и иномарки, и отечественные автомобили.
|