28.05.2004

Автогигантов лишили надежды. Правительство не собирается повышать пошлины на новые иномарки



Анфиса Воронина

         Министр экономического развития Герман Греф разочаровал отечественных автопроизводителей, которые целый год надеялись, что правительство повысит до 35% пошлины на ввоз новых иномарок. Греф сказал, что кабинет похоронил эти планы.

        В прошлом году, по данным PricewaterhouseCoopers, российские производители выпустили 870 000 автомобилей ($4,3 млрд) , зарубежные производители в России - 54 000 ($0,6 млрд). Новых иномарок (до трех лет эксплуатации) за прошлый год в Россию было ввезено 170 000 ($3,5 млрд) , подержанных - 400 000 ($4 млрд). Объем российского рынка легковых автомобилей в 2003 г. составил 1,495 млн штук ($12,4 млрд) против 1,417 млн ($10,5 млрд) в 2002 г.

        Весной прошлого года чиновники Минэкономразвития обнадежили автопроизводителей планами повысить с 25% до 35% тарифы на импорт новых иномарок на ближайшие пять лет. Департамент инвестполитики министерства просчитал, что повышение пошлин с 2006 г. с последующим снижением до 10 - 15% позволит привлечь в отечественный автопром иностранные инвестиции. В начале августа Греф объявил, что правительство может поднять тарифы годом позже и на три-пять лет в рамках переходного периода при вступлении России в ВТО.

        С тех пор чиновники тему не комментировали, но автолоббисты не переставали надеяться, что заявленные планы станут реальностью. За счет повышения пошлины автопроизводители рассчитывали найти инвесторов для организации сборки и производства автокомпонентов. "Мы хотели, чтобы в Россию пришли крупные иностранные компании, которые бы построили здесь заводы для производства комплектующих - их могли бы закупать и мы", - говорит представитель "АвтоВАЗа". По его словам, объем российского рынка машин растет на 6 - 7% ежегодно и собственные производственные мощности "АвтоВАЗа" за не позволяют удовлетворять растущий спрос. А сотрудник другого крупного российского автопроизводителя отмечает, что ВАЗ страдал и от конкуренции со стороны иномарок низшей и средней ценовых категорий.

        Вчера Греф убил надежды российского автопрома. "Мы отказались от этой идеи, а именно - от повышения пошлин на новые иномарки", - приводит слова министра агентство "Прайм-ТАСС". "Логика непонятна", - возмущен сотрудник одного из крупнейших российских автопроизводителей. Гендиректор "Северсталь-Авто" Вадим Швецов говорит, что ввозить иномарки сейчас выгоднее, чем производить их внутри страны. "35% -ная пошлина никогда не была самоцелью, - уверяет он. - Но в России не существует реально работающих стимулов для привлечения инвестиций в автопром, поэтому задача госрегулирования - перевернуть эту ситуацию для инвестора".

        Западные автопроизводители и их российские дилеры, впрочем, с самого начала относились к затее Минэкономразвития прохладно - кратковременного повышения пошлин для привлечения масштабных инвестиций, по их мнению, мало.

        "Сомневаюсь в том, что от этих предложений будет эффект для привлечения иностранных инвестиций", - сказал "Ведомостям" менеджер по связям с общественностью российского представительства Volkswagen Алексей Гордасевич.

        Кроме того, напоминает генеральный менеджер по стратегическому маркетингу ГК "Рольф" (дистрибьютор Mitsubishi, VOLVO, Ford и др. ) Валерий Тараканов, с учетом адвалорной составляющей пошлины (1 - 2,35 евро за куб. см двигателя) для мощных машин тариф и так эквивалентен 35% таможенной стоимости. "Если поднять ставку надолго, защищенные от конкуренции инвесторы были бы заинтересованы производить здесь устаревшие модели, а кратковременное повышение, как обсуждалось в прошлом году, бессмысленно", - считает Тараканов. Вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Сергей Алексейчук называет 25% -ную пошлину "компромиссным уровнем", позволяющим успешно продавать и иномарки, и отечественные автомобили.



Источник: Ведомости