01.06.2004

Nokia наверстывает упущенное



За последние несколько недель крупнейшая финская компания Nokia наладила сбыт своих мобильных телефонов в Европе после резкого спада продаж в I квартале 2004 года. Аналитики объясняют успехи компании снижением цен и появлением новых моделей на рынке. Но в России финны снова терпят неудачи.

Nokia традиционно лидировала на рынке мобильных телефонов в Европе. Но в I квартале 2004 года, по данным бостонского агентства Strategy Analytics, на долю финской компании пришлось лишь 29,2% всех мировых поставок сотовых трубок, при этом в I квартале 2003 года она контролировала 34,9%.

Проблемы Nokia в начале 2004 года были связаны с тем, что ее основные конкуренты, такие как Siemens, предлагали более дешевые «бюджетные» модели. Motorola и Samsung оказались успешнее финской компании, потому что в их арсенале было больше мобильников со встроенными камерами по более или менее доступным ценам.

В апреле крупнейший производитель мобильных телефонов снизил цены некоторых моделей почти на 25%, чтобы вернуть себе лидирующие позиции. Европейские дилеры сообщают, что такая ценовая политика Nokia оказалась очень успешной: за последнее время доля компании на глобальном рынке мобильных телефонов стала значительно увеличиваться.

«Теперь Nokia обогнала Siemens по продажам самых дешевых телефонов, особой популярностью пользуется модель Nokia 1100», – говорит представитель Carphone Warehouse, крупнейшего европейского дилера, который насчитывает более 1100 салонов.

Помимо «низкого ценового сегмента» финской компании удалось снова стать лидером по продажам элитных телефонов: Nokia 6230 с цветным экраном стала весенним бестселлером, а первая бюджетная «ракушка» компании, модель 7200, также привлекала многих покупателей. По данным Carphone Warehouse, спрос на «ракушки» Nokia превышал предложение.

Аналитики рынка долгое время критиковали финскую компанию, которая игнорировала огромную популярность «ракушек» в Европе. «Наконец-то Nokia отреагировала на запросы глобального рынка, я думаю, она будет очень удивлена результатами продаж модели 7200, – отмечает Бен Вуд, аналитик исследовательской компании Gartner. – Выпуск подобных моделей не означает, что компания преодолела все свои проблемы, но источник неудач теперь очевиден».

Вряд ли известие об успехах Nokia станет радостным для ее ближайшего конкурента, американской Motorola. «Мы отняли у них значительную часть доли рынка в Европе в I квартале. В этом году мы планируем дополнительно увеличить эту долю, – заявил Рон Гарригес, генеральный менеджер европейского подразделения компании, после опубликования результатов за I квартал . – Не думаю, что мы станем первым номером в Европе, но полагаю, что спустя определенное время мы сможем сравняться с лидером».

В России неудачи Nokia в I квартале были сильнее общемировых – бессменный лидер опустился на третье место. Эльдар Муртазин, старший аналитик Mobile Research Group, объясняет это тем, что финские телефоны оказались слишком дорогими для россиян. К 1 января 2004 года на российских складах компании было около 320 тыс. моделей, 80% которых стоили не менее $150. Такое сильное «затоваривание» отразится на результатах Nokia и во II квартале 2004 года.

Увеличение продаж телефонов Nokia на общемировом рынке никак не скажется на положении финской компании в России. «По предварительным подсчетам, во II квартале Nokia снова твердо занимает третье место. За этот период компания продала рекордно низкое количество телефонов, – говорит господин Муртазин. – Это связано с неправильной политикой в отношении основных дистрибуторов».

Газета.RU