Билетные кассы начали отключать от систем бронированияВойна Транспортной клиринговой палаты (ТКП) с "Аэрофлотом" принесла первые жертвы. ТКП, услугами которой сейчас пользуются больше пятисот агентств, начала отключать от общероссийской единой системы бронирования авиабилетов агентов, которые продают места на рейсы "Аэфролота". Компании заставляют сделать выбор между перевозчиком и ТКП. Компаниям выбирать не приходится - чтобы сохранить бизнес, они открывают параллельные фирмы, разводят билетные системы враждующих структур по разным адресам. Потребители, особенно в регионах, страдают в этой войне в первую очередь: из-за общей неразберихи они просто не могут купить нужные им авиабилеты. Все началось с комиссии "Аэрофлот" в одностороннем порядке разорвал отношения с ТКП в начале апреля 2004 года, предварительно переведя своих агентов на нулевую комиссию и предложив палате пересмотреть базовую форму договора. ТКП от этого отказалась и поставила своих партнеров перед сложнейшим выбором, потребовав, чтобы в кассах компаний, аккредитованных при палате, не было билетных бланков "Аэрофлота". Самое интересное, что первоначальная система спора уже устранена: из-за сложившейся ситуации "Аэрофлот" временно вернул агентам комиссию на внутренних рейсах и даже увеличил ее с 7 до 9%. Членами ТКП сейчас являются 130 регулярных и чартерных авиакомпаний и около 530 агентств, имеющих в своем составе более 9,5 тыс. аккредитованных пунктов продажи. Палата издает нейтральные бланки, на которых агенты выписывают билеты на рейсы участвующих в системе авиакомпаний. По данным ТКП, на конец 2003 года на нейтральных бланках осуществлялось 65-70% общего объема продаж воздушных пассажирских перевозок. Все региональные билетные агентства работают исключительно по системе бронирования "Сирена", принадлежащей ТКП, и выписывают до 90% любых продаваемых билетов на нейтральных бланках. На размышление агентам первоначально был дан месяц. Но этого срока палата не выдержала. В 20-х числах апреля сотрудники контрольно-ревизионного отдела ТКП провели контрольные закупки билетов на внутренние рейсы "Аэрофлота" в кассах своих агентов. Тех, у кого обнаруживались "вражеские" бланки, тут же отключали от "Сирены". По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), ТКП уже отключила более двух десятков самых крупных компаний и соответственно лишила возможности работать их субагентов. По словам Сергея Ильичева, президента ТКП, все агенты, продолжающие работать с "Аэрофлотом", будут отключены от "Сирены" до 1 июня этого года. Такое решение принял 28 апреля Комитет перевозчиков наблюдательного совета авиапредприятий по взаимным расчетам, контролирующий работу палаты. "Мы понимаем роль национального перевозчика на рынке, поэтому и предлагаем компаниям расторгнуть договор с нами, а не с "Аэрофлотом", - пояснил Ильичев. Клонирование касс Туроператоры видят в действиях палаты попытку передела билетного рынка. Тем более что от системы бронирования отключают далеко не всех нарушителей. "ТКП просто хочет перетянуть к себе наших субагентов. Прикрываясь решением комитета, она отключает от "Сирены" исключительно тех, кто им нужен", - говорит Владимир Рубцов, генеральный директор "Инна-тур", компании, отключенной от системы бронирования одной из первых. По его данным, сейчас отключено 400 пунктов продаж билетов, из них 160 - у "Инны". Под санкции палаты попало, например, агентство воздушных сообщений ДАВС. Пострадало и Тюменское центральное агентство воздушных сообщений, являющееся первым по объемам продаж агентом ТКП. Билеты "Аэрофлота" составляют в его продажах не более 5-7%, и операторы недоумевают, почему такого партнера нельзя было просто предупредить или, в конце концов, оштрафовать. Тем временем, по словам Рубцова, собственные структуры палаты спокойно продолжают продавать билеты "Аэрофлота". "Отключенные" компании несут значительные убытки. Проблемы возникают и у субагентов, которым приходится подыскивать новых партнеров, заключать с ними договора и вносить депозиты. До решения вопроса компаниям с большой долей продажи билетов на бланках ТКП остается только устанавливать дополнительные терминалы, образовывать новые юрлица и открывать дополнительные кассы. "Теперь билеты "Аэрофлота" мы продаем через одно юрлицо, а бланки ТКП используем в другом. По такому пути пошли 90% агентов. Иной возможности вести бизнес в прежнем объеме у нас пока нет", - говорит руководитель одного из агентств. По словам Рубцова, "Инна-тур" и ДАВС собираются подавать на ТКП в суд. Возможность такого решения конфликта, по данным РСТ, рассматривают и другие отключенные компании. Правда, в агентском договоре с палатой есть пункт, предусматривающий рассмотрение споров в третейском суде, существующем при ТКП. Готовит ответный шаг и "Аэрофлот", в этом году сильно увеличивший количество внутренних рейсов и заинтересованный в том, чтобы их было кому продавать. По данным "Известий", на этой неделе перевозчик собирается презентовать собственную систему продаж. В пятницу РСТ направил руководству палаты открытое письмо, в котором говорится, что ограничивать таким образом права агентов недопустимо ни с точки зрения закона, ни в смысле деловой этики, а размер нанесенного компаниям ущерба с каждым днем нарастает лавинообразно. Не исключено, что свои убытки компании начнут компенсировать за счет потребителей, вводя специальные наценки на билеты. Кроме того, объемы продаж сокращаются, да и купить нужный билет теперь становится очень сложно. "Далеко не в каждом месте можно разместить сразу два юрлица. Клиенту приходится покупать место на рейс "Аэрофлота" в другой российский город в одном агентстве, а за обратным билетом идти в другое. И это только в Москве, где у "Аэрофлота" есть крупная сеть. В регионах действует в основном система ТКП, и, поискав в нескольких разных точках, потребителю придется в итоге покупать билет на поезд", - говорит руководитель агентства. Известия |