01.06.2004

Из-за шахмат у калмыцкого предпринимателя отбирают "Калмнефть"



Екатерина Дербилова
Юлия Бушуева

Власти Калмыкии пытаются лишить местного предпринимателя Владимира Болдырева контроля над небольшой нефтяной компанией “Калмнефть”. Бывший соратник президента республики Кирсана Илюмжинова, Болдырев попал в опалу после того, как посягнул на любимое детище калмыцкого президента — шахматный городок “Сити Чесс”.

Владимир Болдырев знаком с Кирсаном Илюмжиновым с конца 80-х гг. и до недавнего времени входил в ближнее окружение калмыцкого президента. По рассказам самого бизнесмена, именно ему Илюмжинов обязан победой на президентских выборах Калмыкии в 1993 г. “Я тогда возглавлял банк „Степь“ и корпорацию „Калмыкия“. Эти две структуры финансировали выборы и обеспечили победу Кирсана”, — утверждает он, но не называет суммы взносов на избирательную кампанию.

Первые разногласия между соратниками начались несколько лет назад, когда Кирсан Илюмжинов задумал к 33-й Всемирной шахматной олимпиаде построить город в степи — “Сити Чесс”. “Я был сторонником привлечения частных инвестиций для этого проекта. Но вместо этого правительство Калмыкии использовало для строительства городка деньги „Калмнефти„, которая занимала у иностранных кредиторов под залог выручки“, — говорит Владимир Болдырев. По словам Болдырева, он узнал, что деньги „Калмнефти“ пошли на городок только после приобретения контрольного пакета акций этой компании у правительства Калмыкии в 1999 г. Бизнесмен еще до приватизации возглавлял совет директоров “Калмнефти”, но утверждает, что доступа к оперативным документам компании он не имел.

После завершения приватизации “Калмнефти” Болдырев решил вернуть деньги, которые компании задолжали местные власти. “Правительство тогда признало правоту моих требований и подписало соглашение, в котором, в частности, обязалось передать “Калмнефти” часть коттеджей “Сити Чесс” в счет погашения долга в срок до 1 марта 2002 г., — говорит он. Болдырев предоставил “Ведомостям” копию этого соглашения. “Но мы прождали год, а ни денег, ни коттеджей нам не отдали”, — сетует предприниматель. Теперь он пытается судиться с калмыцкими властями и даже выиграл дело в Арбитражном суде Калмыкии. Однако кассационная инстанция отправила дело на новое рассмотрение. По оценкам бизнесмена, Калмыкия с учетом набежавших пеней и штрафов должна его компании $13 млн.

Но власти Калмыкии нашли выход из ситуации — просто отобрать у Болдырева “Калмнефть”. Правительство республики подало иск о признании недействительными итогов двух приватизационных аукционов, в результате которых Болдырев стал владельцем 51% голосующих акций “Калмнефти”. А вчера прокурор Калмыкии Сергей Хлопушин заявил, что “в целях сохранения имущества” “Калмнефти” по решению суда арестовано ее имущество. “Будем возвращать „Калмнефть„ государству. Ее купили бесплатно, оформили сделку без денег, и она перешла плавно в частные руки“, — цитирует слова прокурора „Интерфакс“. В прокуратуре Калмыкии „Ведомостям“ подтвердили наличие такого решения и отметили, что теперь уголовное дело в отношении Болдырева расследуется Генпрокуратурой. “Но обвинение еще не предъявлено, хотя материалов для этого достаточно”, — отметил представитель прокуратуры.

А Болдырев утверждает, что арест с имущества “Калмнефти” уже снят. “Я уже сбился со счета, сколько исков о деприватизации было подано и сколько уголовных дел на меня заведено. Компании постоянно мешают работать”, — жалуется он.

Чиновники из правительства Калмыкии и администрации президента республики были вчера недоступны для комментариев. А источник, близкий к местному правительству, говорит, что “Болдырев сам виноват”. “Илюмжинов многое для него сделал. Но в какой-то момент Болдырев посчитал себя независимым от президента, — говорит он. — И тот, конечно, не смог это простить, тем более что тот покусился на “Сити Чесс”.

Аналитик “НИКойла” Лев Сныков отмечает, что в республиках зачастую используются административные методы “в частных интересах представителей власти”. “Республики в России достаточно активно использовали экономические ресурсы в своих интересах, и эти долги компаний в интересах региона были довольно постоянным явлением”, — говорит он.



Ведомости