Облегчение торговцам. С появлением новых торговых комплексов ставки аренды могут начать снижатьсяЕлена Никитина Торговые центры, строительство которых началось полтора-два года назад, когда впервые стал заметен дефицит торговых площадей, постепенно выходят на рынок. Пока что стоимость аренды торговых площадей в Москве держится на высоком уровне, однако, по мнению аналитиков, с ростом предложения ставки могут пойти вниз и в первую очередь это коснется объектов с неудачным расположением и неквалифицированным управлением. Ставки аренды торговой недвижимости, даже без учета НДС и операционных расходов, в Москве сейчас одни из самых высоких в мире. По данным Noble Gibbons, в престижных торговых зонах (11 улиц в центре Москвы) они составляют $2000-5200 за 1 кв. м в год, в остальных зонах центра $800-3700 за 1 кв. м в год; за пределами ЦАО и до МКАД включительно $400-3000; в гипермаркетах для якорных арендаторов, занимающих по 12 000-24 000 кв. м, $150 за 1 кв. м в год. В ABN Realty приводят чуть более низкие расценки: $1000-3500 за 1 кв. м в год по основным торговым коридорам города, $700-3000 в центральных комплексах. Цена покупки торговых площадей также в первую очередь зависит от месторасположения объекта и составляет $2000-12 000 за 1 кв. м. Но, прогнозируют эксперты, как только на рынке увеличится предложение торговых площадей, соответствующих международным стандартам, доля свободных помещений в торговых центрах с худшим расположением и менее удачной планировкой будет расти. Постепенное снижение арендных ставок начнется именно с них. Только в I квартале этого года в Москве открыто четыре торговых центра, напоминают в компании Colliers International. Это ТЦ БУМ на ул. Перерва общей площадью 31 000 кв. м, Новинский, 31 (16 000 кв. м), ТД Весна на Новом Арбате (12 300 кв. м) и Александр Лэнд на ул. Пришвина (19 700 кв. м). Всего в 2004 г. должно быть открыто около 15 значимых объектов торговой недвижимости, говорит Илья Шершнев, директор по развитию Swiss Realty Group. Наиболее крупными проектами станут Мега-2 в Химках (около 150 000 кв. м), Веймарт-2 (71-й км МКАД, 55 000 кв. м), Рамстор-Сити на проспекте Вернадского (47 000 кв. м). Наибольшую активность в девелопменте и инвестициях в секторе торговой недвижимости проявляют западные IKEA, Ramstore, Auchan, McDonald's, Metro, Ava и Obi. Всего, по оценке Stiles & Riabokobylko, в ближайшие пять лет международные торговые операторы планируют инвестировать в России до $2 млрд. Иностранные девелоперы имеют преимущество перед российскими компаниями благодаря богатому международному опыту в этой сфере деятельности, говорит Чепцов из ABN Realty. Однако в ближайшем будущем мы прогнозируем приход на рынок институциональных инвесторов и российских финансово-промышленных холдингов, как это уже произошло в сегменте офисной недвижимости. В то же время он отмечает поступательное развитие российских торговых сетей таких как Седьмой континент, Перекресток и Пятерочка. В целом, по словам Натальи Сазоновой, аналитика Colliers International, профессиональный подход к концепции, маркетингу и брокериджу торговой недвижимости, да и ко всему процессу девелопмента в целом, перестал быть чем-то необычным. Рынок торговых помещений становится все более профессиональным, говорит она. Только знания и опыт помогут сделать новый объект доходным и заполненным арендаторами, уверены эксперты. При проектировании торгового центра необходимо привлечь около 11 организаций со стороны. Среди них консультанты, проектировщики, дизайнеры и девелоперы, говорит Илья Шершнев, директор по развитию Swiss Realty Group. Между владельцами торговых комплексов часто идет борьба за якорных арендаторов, т. е. тех, кто своим именем привлечет других, даже если займет небольшую площадь. Ведомости |