02.06.2004

"ЕвроХим" покупает порт



Андрей Лемешко

Химический холдинг “ЕвроХим”, не имеющий своей собственной транспортной инфраструктуры, взял в управление 30% акций мурманского портового терминала “Агросфера” и планирует строить порты на Черном и Балтийском морях. Эксперты считают, что это поможет компании снизить расходы на логистику.

Вчера пресс-служба “ЕвроХима” сообщила о взятии холдингом в управление 30% акций стивидорной компании “Агросфера”, владеющей терминалом для перевалки минеральных удобрений в Мурманском порту. Договор с собственником пакета — ВАО “Агрохимэкспорт” предусматривает возможность выкупа этих акций. “Это новая для нас отрасль, и, чтобы принять решение [о покупке], нужно выявить все возможные подводные камни стивидорного бизнеса”, — объясняет структуру сделки директор “ЕвроХима” по закупкам и логистике Павел Яковлев. Условия сделки он назвать отказался. Впрочем, другой сотрудник “ЕвроХима” уверен, что компания в итоге выкупит акции у “Агрохимэкспорта”. Он предполагает, что холдинг будет стремиться увеличить свою долю в “Агросфере” за счет покупки ее акций у других акционеров.

По словам Яковлева, уже в этом году “ЕвроХим” рассчитывает экспортировать через мурманский терминал 350 000-400 000 т удобрений, а затем увеличить отгрузку до 700 000 т в год. По его словам, “ЕвроХим” заинтересован инвестировать в развитие “Агросферы”. Сотрудник “Агросферы” говорит, что “ЕвроХим” уже запросил информацию о возможном увеличении портовых мощностей. “После изучения документации они смогут принять решение о необходимых инвестициях”, — поясняет собеседник. Гендиректор “Русинкора” Сослан Харебов вчера был недоступен для комментариев.

Михаил Коньшин, гендиректор компании “Трансхимэкспорт” (занимается перевалкой удобрений в порту “Восточный”), уверен, что для “ЕвроХима” это удачная инвестиция. Он указывает, что “ЕвроХим” в основном пользуется услугами прибалтийских портов. Но Мурманский порт незамерзающий и может работать круглый год. А фрахт и тарифы на перевалку в Мурманске ниже, чем в российских портах на Балтике. А Яковлев указывает, что “ЕвроХим” сможет серьезно сэкономить на железнодорожных перевозках на мурманском направлении из-за низких внутренних тарифов. Сотрудник “ЕвроХима” говорит, что на экспорте через Мурманск холдинг может экономить $2-3 с каждой тонны удобрений, т. е. свыше $1 млн в год.

Мурманский проект не единственный для “ЕвроХима”. В прошлом году он заявил о планах вложить около $40 млн в строительство терминала в Туапсе. По словам Яковлева, сейчас по этому проекту проходят последние согласования, после которых компания примет окончательное решение о строительстве. Он также говорит, что в этом году “ЕвроХим” рассчитывает начать строительство терминала на Балтийском море.



Ведомости