"ЕвроХим" покупает портАндрей Лемешко Химический холдинг ЕвроХим, не имеющий своей собственной транспортной инфраструктуры, взял в управление 30% акций мурманского портового терминала Агросфера и планирует строить порты на Черном и Балтийском морях. Эксперты считают, что это поможет компании снизить расходы на логистику. Вчера пресс-служба ЕвроХима сообщила о взятии холдингом в управление 30% акций стивидорной компании Агросфера, владеющей терминалом для перевалки минеральных удобрений в Мурманском порту. Договор с собственником пакета ВАО Агрохимэкспорт предусматривает возможность выкупа этих акций. Это новая для нас отрасль, и, чтобы принять решение [о покупке], нужно выявить все возможные подводные камни стивидорного бизнеса, объясняет структуру сделки директор ЕвроХима по закупкам и логистике Павел Яковлев. Условия сделки он назвать отказался. Впрочем, другой сотрудник ЕвроХима уверен, что компания в итоге выкупит акции у Агрохимэкспорта. Он предполагает, что холдинг будет стремиться увеличить свою долю в Агросфере за счет покупки ее акций у других акционеров. По словам Яковлева, уже в этом году ЕвроХим рассчитывает экспортировать через мурманский терминал 350 000-400 000 т удобрений, а затем увеличить отгрузку до 700 000 т в год. По его словам, ЕвроХим заинтересован инвестировать в развитие Агросферы. Сотрудник Агросферы говорит, что ЕвроХим уже запросил информацию о возможном увеличении портовых мощностей. После изучения документации они смогут принять решение о необходимых инвестициях, поясняет собеседник. Гендиректор Русинкора Сослан Харебов вчера был недоступен для комментариев. Михаил Коньшин, гендиректор компании Трансхимэкспорт (занимается перевалкой удобрений в порту Восточный), уверен, что для ЕвроХима это удачная инвестиция. Он указывает, что ЕвроХим в основном пользуется услугами прибалтийских портов. Но Мурманский порт незамерзающий и может работать круглый год. А фрахт и тарифы на перевалку в Мурманске ниже, чем в российских портах на Балтике. А Яковлев указывает, что ЕвроХим сможет серьезно сэкономить на железнодорожных перевозках на мурманском направлении из-за низких внутренних тарифов. Сотрудник ЕвроХима говорит, что на экспорте через Мурманск холдинг может экономить $2-3 с каждой тонны удобрений, т. е. свыше $1 млн в год. Мурманский проект не единственный для ЕвроХима. В прошлом году он заявил о планах вложить около $40 млн в строительство терминала в Туапсе. По словам Яковлева, сейчас по этому проекту проходят последние согласования, после которых компания примет окончательное решение о строительстве. Он также говорит, что в этом году ЕвроХим рассчитывает начать строительство терминала на Балтийском море. Ведомости |