"Транснефть" заработала больше $1млрдЕкатерина Дербилова Минувший год оказался удачным для “Транснефти”. Консолидированная выручка компании увеличилась на 17%, чистая прибыль — на 10%. Инвесторы остались довольны работой “Транснефти”, а чиновники даже удивляются, зачем при таких показателях компания берет кредиты.
Как следует из консолидированной отчетности “Транснефти” за 2003 г., подготовленной по международным стандартам финансовой отчетности (имеется в распоряжении “Ведомостей”), выручка монополии выросла на 17% до 114,16 млрд руб. Прибыль до уплаты налогов увеличилась на 15% — до 43 млрд руб., размер уплаченного налога на прибыль — на 24% до 11 млрд руб., а чистая прибыль — на 10% до 30,56 млрд руб. Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев объясняет рост выручки компании увеличением ее грузооборота на 11,9%, а также двукратной индексацией тарифов на прокачку нефти: в мае — на 0,63% и в июле — на 4,75%. Более низкий темп роста чистой прибыли по сравнению с выручкой он связывает с 16%-ным ростом затрат. Григорьев отмечает, что наибольшими темпами, на 46%, увеличились расходы на электроэнергию, а также на страхование (62% из-за ввода новых мощностей), материалы (38%), ремонт (29%) и оплату труда (12%). Инвесторы и основной акционер компании, государство, остались довольны итогами работы “Транснефти”. “Компания показала хорошие результаты, ее чистая рентабельность составила 27%, а это сопоставимо с показателями нефтяных компаний и значительно выше, чем у инфраструктурных, — говорит Стивен Дашевский из „Атона„. — Хотя по сравнению с 2002 г. рентабельность немного снизилась, но это объясняется объективным ростом затрат“. Лев Сныков из „НИКойла“ назвал работу компании „стабильной“. Но при этом он указывает на уменьшение объема денежных средств, полученных “Транснефтью” от операционной деятельности. Согласно отчету, в 2003 г. они уменьшились на 15% до 31,4 млрд руб. “Мы довольны результатами, в частности хорошими налоговыми поступлениями, — отмечает чиновник одного из профильных министерств. — Правда, при таких результатах удивляет, что „Транснефть“ занимает средства на проекты”. Согласно отчету, кредиторская задолженность компании выросла на 119% и составила на конец года 26,2 млрд руб. При этом долгосрочные кредиты выросли на 358% до 15,952 млрд руб., в частности из-за открытия двух кредитных линий Сбербанком на 20 млрд руб. на строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС). На конец года по этим линиям было получено 15,288 млрд руб. А краткосрочные кредиты и текущая часть долгосрочной задолженности снизились в 3,5 раза — до 2,432 млрд руб. Но эксперты считают, что государство само отчасти вынуждает “Транснефть” кредитоваться. “Компания платит довольно высокие налоги — ее эффективная ставка по налогу на прибыль выше средней и составляет 26% — и при этом платит и высокие дивиденды на госпакет, — отмечает Сныков. — Государство просто пользуется хорошими кредитными возможностями “Транснефти”. В компании этим тоже недовольны: “Мы и так платим большие налоги, а нам повысили дивиденды на госпакет за 2003 г. по сравнению с запланированными 1,3 млрд руб. до 2,4 млрд руб., — сетует Григорьев. — Поэтому снова придется занимать”. Ведомости |
|||