Сотовые доходы снизились на четвертьДоходы российских сотовых операторов снизились на 25% в прошлом году, а в этом году прогнозируется снижение на 20%. Исследовательская компания IKS Consulting посчитала прирост сотовых абонентов в мае и доходы операторов в прошлом году. В мае уровень проникновения сотовой связи в России составил 32%, число абонентов – 47,32 млн. Всего в прошлой месяце подключились 2,6 млн человек. Согласно отчету IKS Consulting, в Московском регионе рост абонентской базы замедлился. Чистый прирост составил только 330 тыс. абонентов (в мае прошлого года – 400 тыс.). Лидером по приросту абонентов в столице стала компания МТС, для которой май стал самым удачным месяцем в 2004 году по подключениям в московском регионе. В отличие от Москвы и Московской области май стал «урожайным» для регионов. Прирост в регионах – 2,27 млн человек, что больше на полмиллиона подключений, чем в апреле. 40% всех региональных подключений приходятся на ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн») – это позволило второму по числу абонентов российскому оператору обойти по показателю чистого прироста лидера МТС (27% региональных подключений). Доля «МегаФона» в региональном приросте выросла с 19% (апрель) до 21%. Помимо списка 10 крупнейших операторов в отчет IKS Consulting вошел рейтинг лицензионных макрорегионов по величине среднего дохода на одного абонента (ARPU). «В 2003 году ARPU в России составил $15, что на 25% ниже по сравнению с 2002 годом», – говорит Оксана Панкратова, старший консультант исследовательской компании. По ее словам, в этом году снижение доходов от абонентов замедлится и достигнет отметки в $12. Лидером по уровню ARPU среди маркрорегионов остается Дальний Восток, где конкуренция среди операторов сотовой связи пока остается слабой. А в центральном регионе российские операторы зарабатывают 50% своих доходов. В прошлом году самый низкий ARPU был у «МегаФона» – $12, но «МегаФон-Москва», московское подразделение компании, зарабатывало намного больше – $20 от одного абонента. «В этом году за счет энергичных маркетинговых инициатив и различных инновационных услуг (около 120 наименований) в первом квартале средний доход от одного абонента увеличился», – говорит Роман Проколов, советник генерального директора «МегаФон-Москва». Доля инновационных неголосовых услуг (различные SMS, MMS-игры, рассылки и голосования) составила 16% от всех доходов московского оператора. Господин Проколов соглашается с тем, что доходы будут снижаться, но третья российская сотовая компания «будет прилагать максимум усилий, чтобы это снижение не было радикальным». Он уверен, что это снижение будет минимальным, потому что «МегаФон-Москва» ориентируется на людей со средним достатком. Михаил Умаров, директор «ВымпелКома» по связям с общественностью, не видит в снижение ARPU ничего драматического. «Вслед за повышением конкуренции и насыщении рынка ARPU, разумеется, будет снижаться», – считает господин Умаров. Он не согласен с господином Проколовым в «отборе» абонентов: «Любой растущий и развивающийся оператор будет привлекать различные слои людей. Вместе со снижением ARPU мы наблюдаем снижение затрат по привлечению новых абонентов, поэтому сохраняется баланс». В 2003 году ARPU в «ВымпелКоме» был $12,5, а в первом квартале этого года средний доход от одного абонента снизился до $10,8. Доля неголосовых услуг составила 15% доходов. «Мы надеемся, что те наши абоненты, которые сейчас мало говорят, в дальнейшем будут чаще пользоваться сотовой связью», – говорят в компании. В МТС традиционно самый высокий показатель ARPU – $17,1 (за 2003 год), но и самый высокий уровень «оттока» абонентов (переход к другим оператором или вообще сезонного использования сотовой связи) – 47%. Представители лидера российского сотового рынка были не доступны для комментариев падения доходов от услуг связи, которое затронуло и МТС. «Снижение, разумеется, будет продолжаться, особенно в регионах, где сейчас доходы выше, чем в Москве, – считает Олег Шенкер, аналитик ИК «Финам». – Реальные доходы московские операторы получают от бизнесменов, но они присоединяются к абонентам намного медленнее». По мнению аналитика, абоненты, за которых сейчас борются операторы, редко пользуются сотовой связью и обычно покупают тарифные планы на распродажах, а когда деньги на счету заканчиваются, просто выкидывают их. «Демократичность сотовой связи, о которой много говорили, призрачна, потому что сотовая связь по-прежнему остается неким элементом более узкого круга. Операторы стремятся увеличить свои абонентские базы в надежде на будущее и под давлением иностранных инвесторов, которые оценивают компании по количеству абонентов и своим оценкам ARPU», – заключает господин Шенкер. 10 операторов России(iks-consulting)
ARPU в 2003 г. по макрорегионам
Газета.RU |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||