Монополия разрушена. "Видео Интернешнл" больше не будет продавать рекламу на ВГТРКМонополия группы компаний Видео Интернешнл на российском рынке телерекламы поколеблена. Как стало известно Ведомостям, чтобы договориться о заключении нового пятилетнего контракта с Первым каналом, группе пришлось отказаться от сотрудничества с государственным медиахолдингом ВГТРК.
По оценкам экспертов, на группу Видео Интернешнл, одним из основателей которой был экс-министр печати Михаил Лесин, приходится около 70% продаж всей телерекламы в стране. В частности, Видео Интернешнл продает рекламные возможности Первого канала, каналов Россия, Культура и Спорт (входят в государственный медиахолдинг ВГТРК), СТС, RenTV, телеканала М1 и др. Большинство участников рынка ждали, что вскоре группа расстанется по крайней мере с Первым каналом, контракт с которым заканчивается в декабре 2004 г. Однако Видео Интернешнл в итоге расстанется не с Первый каналом, а с ВГТРК. Как рассказали Ведомостям президент группы Юрий Заполь и гендиректор Первого канала Константин Эрнст, через несколько недель телекомпания и рекламный холдинг заключат новый пятилетний контракт на продажу рекламы (его условия стороны не раскрывают). ВГТРК же постепенно откажется от сотрудничества с рекламным холдингом и в течение года-полутора создаст собственную службу продаж. Председатель ВГТРК Олег Добродеев это подтвердил и добавил, что уже знает, кто возглавит эту службу (но рассказать об этом отказался). После того как ВГТРК объявит, что готова продавать свои рекламные возможности самостоятельно, контракт между ВИ и ВГТРК будет расторгнут по обоюдному согласию, обещает Заполь. Руководители Первого и России не раз жаловались, что, обслуживая двух прямых конкурентов, Видео Интернешнл создает конфликт интересов. Каждый канал подозревает компанию в действиях, ущемляющих его интересы, это уже вопрос субъективного восприятия, но порождающего постоянные конфликты, заявил в интервью Ведомостям Эрнст (см. полный текст на стр. А5). Он отмечает, что прекращение взаимоотношений Видео Интернешнл и ВГТРК было обязательным условием заключения нового контракта с группой. Тот факт, что централизация рынка телерекламы уже чрезмерна и его нынешнее состояние требует, чтобы у каждого из каналов большой тройки (Первый, Россия и НТВ) была самостоятельная структура по продаже рекламы, признает даже сам Заполь. По его словам, монополия на рынке была целесообразна только при выходе из кризиса 1998 г. До сих пор собственный сейлз-хаус был только у НТВ в этом качестве выступает входящая в Газпром-Медиа компания НТВ-Медиа. Заполь не раскрывает, какой части доходов Видео Интернешнл может лишиться в результате расставания с ВГТРК, как, впрочем, и текущие финансовые показатели компании. В 2002 г. в интервью Ведомостям он говорил, что размер комиссии Видео Интернешнл не превышает 10%. По подсчетам главы одного из крупнейших рекламных агентств, если взимаемая группой комиссия не превышает 10%, то доход компании составляет около $70 млн в год, примерно 30% из них дает сотрудничество с Первым каналом и 20% с Россией. Получается, что, отказываясь от контракта с Россией, Видео Интернешнл лишается $15 млн в год. Вице-президент инвестфонда Delta Capital Кирилл Дмитриев убежден, что разрушение монополии Видео Интернешнл в любом случае полезно для рынка, потому что прежде она вызывала много конфликтных ситуаций. Большинство западных телеканалов предпочитают продавать рекламу собственными силами, не прибегая к услугам сейлз-хаусов, напоминает Наталья Макиенко, гендиректор медийного агентства Media Direction OMD, входящего в группу BBDO. Успех же Видео Интернешнл был обусловлен быстрым ростом рекламного рынка в 90-е гг., профессионально следить за которым успевала лишь одна компания, считает она. Ведомости |
|||