Продает и показывает "Россия". "Первый канал" и ВГТРК договорились о переделе рынка рекламыВчера стало известно, что "Первый канал" договорился о продлении пятилетнего контракта на рекламное обслуживание с группой компаний "Видео Интернешнл" (ВИ). Одновременно Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК) объявила, что создает собственную рекламную службу, которая будет продавать рекламные возможности этого холдинга. Формально это означает, что группа ВИ в ближайшее время утратит свои монопольные позиции на российском рынке продаж телерекламы. Объем рынка телевизионной рекламы, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в прошлом году составил $1,2 млрд. В частности, "Первый канал" заработал около $370 млн, "Россия" $300 млн, НТВ $215 млн, СТС $110 млн, Ren TV и ТНТ примерно по $50-60 млн. После кризиса 1998 года, в ходе которого обанкротился крупнейший конкурент "Видео Интернешнл" группа "Премьер СВ", ВИ заняла монопольное положение на рынке продаж российской телерекламы. Сегодня на ее долю приходится 70% от объема всей продаваемой телерекламы в России. В ВИ входят 20 компаний, которые занимаются продажей и покупкой рекламного времени на ТВ, радио, в прессе, созданием рекламы и ее производством. На эксклюзивной основе группа компаний реализует рекламные возможности "Первого канала", "России", канала "Спорт", СТС, Ren TV, Euronews, М1, а также нескольких ведущих каналов Украины и Белоруссии. Оборот ВИ в прошлом году составил около $1 млрд. "Мы достигли договоренности о продлении нашего контракта с 'Первым каналом', который заканчивается в конце этого года, еще на пять лет", заявил вчера Ъ гендиректор группы ВИ Сергей Васильев. По его словам, одновременно руководство ВГТРК приняло решение о создании собственной службы продаж, которая будет обслуживать весь холдинг. "Думаю, что на создание такой структуры уйдет год-полтора, и она начнет работать в 2005 году, говорит господин Васильев. До этого времени договор о продаже рекламного времени между ВГТРК и ВИ продолжит действовать. Мы взяли на себя обязательство расторгнуть его, как только ВГТРК решит, что готова продавать свою рекламу самостоятельно". На рынке ни для кого не было секретом, что в последнее время отношения между двумя госканалами обострились во многом из-за конфликта интересов, вызванного тем, что их рекламу продавал один селлер. "В последнее время наблюдалось явное неудовольствие руководства 'Первого канала' и ВГТРК тем, что мы одновременно выступаем защитниками интересов двух прямых конкурентов", говорит Сергей Васильев. О том, насколько сильны были разногласия между ВИ и "Первым каналом", говорит тот факт, что, по данным Ъ, в начале этого года группа проводила оценку капитализации компании, во время которой не была учтена возможная будущая прибыль от работы по контракту с "Первым каналом" то есть ВИ всерьез готовилась к разрыву с Константином Эрнстом. Примечательно, в итоге соглашение о разделе сфер влияния было достигнуто менее чем через три месяца после того, как пост министра печати покинул Михаил Лесин один из основателей ВИ, который, впрочем, в последние годы категорически отрицал свою причастность к работе этой компании. "Этот контракт результат годичных переговоров, в которых участвовали и ВИ, и ВГТРК, заявил Ъ глава 'Первого канала' Константин Эрнст. Для 'Первого канала' новая ситуация удобная, надежная и выгодная". Между тем участники рынка телерекламы не исключают, что в конечном итоге ВИ еще может сохранить свои позиции на рынке рекламы. "У ВИ традиционно сильные позиции на ВГТРК, говорит глава одной из крупных рекламных компаний. Для группы важно было сохранить отношения именно с 'Первым каналом'". Более того, эксперты полагают, что рекламная служба ВГТРК как минимум на первых порах будет находиться под неофициальным контролем ВИ: на рынке слишком мало не вовлеченных в процесс специалистов. Рекламисты уверены, что новые договоренности не скажутся на ценообразовании. "Два сейлс-хауза будут обречены на то, чтобы вести координированную политику, в противном случае начнется ценовая война, и это обрушит рынок", считает гендиректор компании Optimum media Дмитрий Дмитриев. "ВИ заинтересована в том, чтобы рынок не дестабилизировался, уверен глава 'НТВ-Медиа' Сергей Пискарев. Я думаю, они сами помогут создать ВГТРК конкурентный сейлс-хауз". "Эта ситуация устраивает всех" Председатель ВГТРК ОЛЕГ ДОБРОДЕЕВ заявил АРИНЕ Ъ-БОРОДИНОЙ, что рекламный рынок выиграет от появления на нем новых игроков. – В течение года-полутора мы создадим собственную структуру продаж рекламы. Стратегически в этом заинтересованы и мы, и рекламный рынок. Собственником этой структуры будет ВГТРК, и именно она будет продавать нашу рекламу на каналах "Россия", "Спорт", "Радио России", "Радио 'Маяк'", придет в регионы. Думаю, что эта ситуация устраивает всех: рекламный рынок только выиграет от появления новых игроков, а телевизионные каналы не будут столь мнительно следить за объемами рекламы, размещенной крупным продавцом. Ситуация станет куда более внятной. Ясно, что создание собственной структуры продаж – процесс непростой, он займет месяцы. Но мы уже практически определились с тем, кто эту структуру возглавит,– в свое время мы об этом объявим. "Для нас принципиально продаваться отдельно от ВГТРК" Гендиректор "Первого канала" КОНСТАНТИН ЭРНСТ заявил АРИНЕ Ъ-БОРОДИНОЙ, что на рекламном рынке создается принципиально новая конфигурация. – Мы понимали, что это не просто история контракта "Первого канала" и некоего, пусть и очень крупного, медиаселлера. Это создание новой конфигурации рынка. Рынка, который после 1998 года уже восстановился. У нас было много вариантов, я в течение долгого времени моделировал возможность альянса – к примеру, с НТВ. Но в результате мы решили, что необходимо создавать трехполярную систему: она будет базироваться на трех основных федеральных каналах, которые будут продаваться тремя независимыми сейлз-хаусами. Для нас было принципиально, чтобы мы продавались отдельно от ВГТРК. Потому что мы являемся каналами, близкими по профилю аудитории, каналами-конкурентами на площадке рекламы. И между нами была нездоровая ситуация, когда один сейлз-хаус продает сразу два крупных канала. Новый подход наиболее сбалансирован – он будет содействовать здоровой конкуренции и позитивным экономическим процессам в этой области. ТИМУР Ъ-БОРДЮГ, КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНЦОВ, АРИНА Ъ-БОРОДИНА КоммерсантЪ |