09.06.2004


Об использовании товарного знака третьими лицами



Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принял Постановление от 06.04.2004 N 14685/03, которым отменены решение и постановления нижестоящих судебных инстанций по иску фирмы "Фольксваген Акциенгезельшафт" (Федеративная Республика Германия) к Челябинскому территориальному управлению МАП РФ (далее - "антимонопольный орган") о признании недействительным решения этого органа.

Заявитель считает, что ООО "Аспект-Моторс" нарушило исключительные права фирмы "Фольксваген АГ" на использование товарных знаков Volkswagen, VOLKSWAGEN и логотипа VW, использовав эти знаки в печатной и наружной рекламе ООО "Аспект-Моторс", и что это использование является недобросовестной рекламой. Антимонопольный орган в своем решении не признал действия ООО "Аспект-Моторс" по распространению рекламы с использованием этих знаков в печатных изданиях, а также наружной рекламы с указанием товаров (автомобилей), производимых фирмой "Фольксваген АГ", нарушением Федерального закона "О рекламе".

Судебные акты, непосредственно предшествовавшие рассмотрению дела в порядке надзора Президиумом ВАС РФ, признали недействительным решение антимонопольного органа в части отказа признать действия ООО "Аспект-Моторс" по распространению в печатных изданиях рекламы с использованием товарных знаков, принадлежащих фирме "Фольксваген АГ", нарушением Федерального закона "О рекламе". В удовлетворении требований в части признания действий ООО "Аспект-Моторс" по распространению наружной рекламы с использованием данных товарных знаков нарушением исключительных прав фирмы "Фольксваген АГ" на товарные знаки и Федерального закона "О рекламе" отказано.

В своем постановлении, отменившем предыдущие судебные акты, Президиум ВАС РФ дал противоположную оценку правовой ситуации.

В соответствии со статьей 23 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" правообладатель не вправе запретить использование товарного знака третьими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

Согласно пункту 5 статьи 5 и статье 6 Федерального закона "О рекламе" использование в рекламе объектов интеллектуальной собственности допускается, если потребитель не вводится в заблуждение недобросовестной рекламой. Под недобросовестной рекламой понимается, в частности, реклама, которая вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.

ООО "Аспект-Моторс", не определяя своей сферы деятельности, использовало в наружной рекламе изображение автомобиля, указанные товарные знаки "Фольксвагена" в бледно-серых тонах так же, как это делают фирма "Фольксваген АГ" и ее официальные дилеры в собственной рекламе. Это, как сказано в постановлении, может ввести потребителя в заблуждение относительно взаимоотношений производителя товара - фирмы "Фольксваген АГ" и ООО "Аспект-Моторс", создав впечатление о том, что "Аспект-Моторс" является официальным дилером "Фольксвагена".

Таким образом, суды неправомерно отказали в удовлетворении требования фирмы "Фольксваген АГ" о признании недействительным решения антимонопольного органа в части, касающейся использования товарных знаков в наружной рекламе.

Действия ООО "Аспект-Моторс" по распространению в печатных изданиях рекламы с использованием товарных знаков, принадлежащих фирме "Фольксваген АГ", наоборот признаны не нарушающими Федеральный закон "О рекламе" по следующим основаниям.

Используя товарные знаки "Фольксвагена" в рекламе, представленной в печатных изданиях, ООО "Аспект-Моторс" указывало, что оно является автоцентром и занимается продажей, сервисным обслуживанием, поставкой запасных частей, кредитованием и страхованием автомобилей марки "Фольксваген". Указаний на то, что "Аспект-Моторс" является официальным дилером фирмы "Фольксваген АГ", в этой рекламе не содержалось. Кроме того, реклама "Аспект-Моторс" отличалась от рекламы фирмы - производителя автомобилей цветовым и объемным решениями. В этом случае возможность смешения, как в наружной рекламе, не возникает, и потребитель воспринимает данную рекламу как рекламу автоцентра. Такое применение товарных знаков "Фольксвагена" соответствует Федеральному закону "О рекламе".

consultant.ru