10.06.2004

Естественный "Спутник" Кремля. Борис Йордан переходит в сектор нефти



Вчера стало известно, что президент группы "Спутник" Борис Йордан обратился к миноритарным акционерам ЮКОСа с письмом, в котором предложил свое посредничество "в переговорах с властями об урегулировании ситуации вокруг ЮКОСа". Господин Йордан утверждает, что уже обсуждал такую возможность с представителями правительства. Глава "Спутника" не скрывает, что готов сыграть в "деле ЮКОСа" ту же роль, что и в конфликте Владимира Гусинского и Кремля вокруг НТВ. Одним из основных условий "спасения" ЮКОСа господин Йордан называет смену руководства компании. Представитель крупнейших акционеров ЮКОСа говорит, что в помощи "Спутника" не нуждаются.

       О письме, адресованном господином Йорданом "миноритарным акционерам НК ЮКОС", вчера вечером сообщило агентство "Интерфакс-АНИ". Пресс-секретарь группы "Спутник" Олег Сапожников подтвердил Ъ существование этого документа, однако выразил удивление тем, что этот "конфиденциальный документ", адресованный западным инвестфондам (он составлен на английском языке), попал в прессу.

       В письме, цитируемом "Интерфаксом" в русском переводе, господин Йордан предлагает посредничество в организации переговоров между правительством и "большой группой независимых акционеров, которые заинтересованы в восстановлении и реабилитации ЮКОСа", к которым он предлагает присоединиться широкому кругу владельцев бумаг ЮКОСа. "Могу проинформировать вас, уважаемые акционеры, что обсуждал возможность решения 'дела ЮКОСа' с российскими властями и меня уверяли на уровне правительства, что существует сильная заинтересованность в экономически рациональном и справедливом разрешении этого конфликта",– говорится в обращении господина Йордана.

       Некоторые аспекты возможного соглашения между миноритариями с правительством господин Йордан раскрывает в письме. "Спутник", если миноритарии доверят ему свои интересы, будет просить сохранения ЮКОСа в работоспособном виде и возможности исполнения им платежей кредиторам "по разумному графику" (то есть защиты от банкротства), а также представления миноритариям мест в совете директоров ЮКОСа. В ответ предлагается, соответственно, "полный платеж налогов, если они будут законно рассчитаны".

       Последний пункт "принципов урегулирования конфликта", предложенный господином Йорданом,– "возможность изменения руководящего состава компании". "Сегодняшний менеджмент, назначенный основными акционерами компании, продолжает представлять их интересы, которые серьезно расходятся с интересами компании и остальных акционеров",– утверждает господин Йордан.

       Олег Сапожников объясняет появление письма желанием "Спутника" как миноритарного акционера ЮКОСа создать консолидированную позицию всех миноритариев и не допустить банкротства компании. Однако более вероятно, что цель письма – предложение консолидировать оппозицию Михаилу Ходорковскому и Group MENATEP среди акционеров ЮКОСа с целью смены топ-менеджмента во главе с Семеном Кукесом.

       Фактически Борис Йордан предлагает себя на ту же роль, что он сыграл в конфликте Владимира Гусинского и Кремля летом 2000 года (см. справку). В письме упоминаются два корпоративных конфликта с участием "Спутника": восстановление компании СИДАНКО, которой угрожало банкротство, и финансовая и управленческая перестройка НТВ и "Газпром-медиа".

       Впрочем, как и в случае с господином Гусинским, реализовать идею смены менеджмента без согласия на то Group MENATEP (после отмены допэмиссии акций ЮКОСа, ранее обменянных на бумаги "Сибнефти", она владеет 61% акций компании), законным образом невозможно. Тем не менее "Спутник" намерен вести переговоры от имени миноритариев не с Group MENATEP, а с правительством. Разумеется, "правительство" в широком понимании этого слова не имеет законной возможности уволить Семена Кукеса. Однако есть и другие способы: в случае с Гусинским это был знаменитый "протокол #6", подписанный медиамагнатом примерно в тех же помещениях, где сейчас пребывает Михаил Ходорковский.

       На фоне появившихся слухов о том, что фактические владельцы крупнейших пакетов акций ЮКОСа, обвиняемые Ходорковский и Лебедев, готовы заключить с Кремлем сделку по схеме "свобода в обмен на акции", появление письма господина Йордана симптоматично. Ожидание такой "внесудебной сделки" велико, и, скорее всего, появление письма может свидетельствовать о внутрикремлевской борьбе за раздел "наследства ЮКОСа" после "окончательного решения вопроса Ходорковского". А появление письма господина Йордана в СМИ в этом случае – действия конкурентов "Спутника", также имеющих желание принять участие в дележе "наследства". Не исключено, что эта группа конкурирует с силами, которые намерены обеспечить избрание депутата Виктора Геращенко на пост председателя совета директоров ЮКОСа в июле.

       Зампред правления ООО "ЮКОС-Москва" (управляющая компания НК ЮКОС) Юрий Бейлин сообщил Ъ, что текст письма появился в компании вчера утром. Он заявил, что в письме "Спутника" содержится необоснованные оценки действий менеджмента ЮКОСа как представителей интересов только основных акционеров. По его словам, сегодня или завтра менеджмент ЮКОСа намерен был направить в правительство документ, в котором содержится схожий план вывода компании из кризиса, но без участия "Спутника". "Все, что может придумать Йордан, уже содержится в этом плане",– заявил менеджер. По его словам, нынешняя управляющая команда ЮКОСа в первую очередь стремится не допустить банкротства компании. От правительства она просит налоговую отсрочку для выплаты МНС долга в 99 млрд рублей, разрешение на реализацию активов ЮКОСа, хотя бы и под контролем государства. Впрочем, по словам господина Бейлина, "основные акционеры ЮКОСа должны участвовать в процессе урегулирования ситуации".

    Как Борис Йордан урегулировал конфликты

К осени 1998 года в компании СИДАНКО сложилась критическая ситуация – ее долги составили $400 млн, и Бориса Йордана пригласили в компанию в качестве антикризисного менеджера. В декабре 1998 года он стал председателем совета директоров и объявил о масштабных планах: провести реорганизацию компании, уменьшить аппарат на 48% и добиться значительного снижения себестоимости добываемой нефти. Однако 5 февраля Арбитражный суд Московской области принял к производству дело о банкротстве СИДАНКО, и через неделю Борис Йордан покинул пост главы компании. В декабре 1999 года господин Йордан предпринял очередную попытку спасти СИДАНКО: возглавляемый им фонд "Спутник" участвовал в аукционе по продаже одной из крупнейших "дочек" СИДАНКО – "Черногорнефти", однако сделка сорвалась. Избежать полного банкротства компании удалось после долгих переговоров.

Летом 1999 года разгорелся конфликт между "Газпромом" и "Медиа-Мостом" в связи с непогашением медиакомпанией долгов по кредитам. После судебных разбирательств "Газпром-медиа" получил контроль над 46% акций "Медиа-Моста", однако столкнулся с противодействием коллектива компании. Для урегулирования ситуация "Газпром" пригласил Бориса Йордана – 3 апреля собрание акционеров избрало его гендиректором НТВ вместо Евгения Киселева. Господин Йордан приступил к работе только 14 апреля – фактически когда власть в телекомпании была сменена силой. После этого конфликт между акционерами и журналистами быстро пошел на убыль – оппозиционные сотрудники НТВ уволились из компании. Сам Борис Йордан был уволен с НТВ в январе 2003 года.


КоммерсантЪ