10.06.2004

За счет соседей


Новосибирские производители безалкогольных напитков с наступлением летнего сезона начали увеличивать производственные мощности. Только один лишь “Карачинский источник” планирует утроить выпуск минеральной воды. Поскольку, по мнению производителей Новосибирской области, рынок близок к насыщению, крупные компании рассчитывают развиваться за счет дальнейшего освоения соседних регионов.


По данным маркетинговой службы “ВИНАПа”, на местном рынке безалкогольных напитков ведущее место занимает продукция Coca-Cola – 41%. Около 32% занимает “ВИНАП”, еще 13% приходится на “Карачинский источник”.

На этой неделе один из крупнейших производителей минеральной воды в Новосибирске, “Карачинский источник”, ввел в строй дополнительный цех по розливу воды в поселке Озеро Карачи в Новосибирской области. По словам замгендиректора компании Андрея Хританкова, новые мощности позволят увеличить объем выпуска в три раза до 21 млн дал воды в год. Выход предприятия на полную мощность запланирован на 2007 г. Помимо цеха компания построила там же дополнительный склад общей площадью 7500 кв. м.


По словам Хританкова, первоначально планировалось вложить в строительство цеха $7 млн, но затем совокупный объем инвестиций увеличился до $10 млн. Срок окупаемости составит 4,5 года.

Хританков говорит, что рынок минеральной воды в городе близок к насыщению. За счет открытия нового цеха компания увеличит свое присутствие в соседних регионах и начнет экспансию на новые рынки. В частности, говорит он, “Карачинский источник” планирует в этом году приступить к продажам своей воды в Тюменской области, в Бурятии и на Урале — сегодня компания реализует в Новосибирской области 60-65% от общих продаж. К 2006 г. “Карачинский источник” намерен изменить пропорцию в пользу соседних регионов. Предполагается, что на “родную” область придется лишь 40% продаж.

Активно продвигать свою продукцию в другие регионы начал и еще один крупный производитель безалкогольных напитков в Новосибирской области — группа компаний “ВИНАП”. Проектные мощности завода рассчитаны на выпуск 1,5 млн дал минеральной воды и 7 млн дал других безалкогольных напитков в год. Полтора года назад “ВИНАП” построил новый завод напитков “Собол джус” стоимостью $20 млн. Сейчас, по словам маркетолога торгового дома “Собол” Натальи Малышевой, в области реализуется лишь 20% напитков. По данным отчетности “ВИНАПа”, в прошлом году объем производства безалкогольной продукции снизился на 5% и составил 3,3 млн дал.

На соседние сибирские регионы приходится до 60% объема продаж и еще одного крупного игрока — новосибирского филиала Coca-Cola. Об этом заявил директор по маркетингу новосибирского завода Coca-Cola HBC Eurasia Алексей Белоусов. В Новосибирске, сказал он, на долю компании приходится более 30% рынка. А в качестве наиболее заметной тенденции Белоусов называет развитие рынка бутилированной питьевой воды.

Более мелкие производители безалкогольных напитков ищут ниши на местном рынке. В конце прошлого лета Новосибирск наводнили щиты с изображением воды под торговой маркой “Карачинская звезда”. Одноименная компания приступила к розливу минеральной воды на том же озере, где добывает свою воду и другой производитель — “Карачинский источник”. Последний тут же обратился в суд с требованием запретить использование слова “карачинская” в марке конкурентов. “Карачинская звезда” проиграла несколько арбитражных судов и теперь ожидает решения кассационной инстанции Западно-Сибирского окружного суда и палаты по патентным спорам Роспатента. Недавно компании вывела на новосибирский рынок воду под новой торговой маркой — “Чистозерье”.

На рынок питьевой воды вышла и бердская компания “Тропикола-Сибирь”. Генеральный директор “Тропиколы-Сибирь” Наталья Овчаренко говорит, что компания начала розлив воды под марками “Природная” и “Манжерок”. Вода добывается из скважин в Новосибирской области и на Алтае. Овчаренко указывает, что рынок минеральной и питьевой воды растет самыми высокими темпами — до 20% в год.

Сейчас доля безалкогольных напитков в производстве “Тропиколы-Сибирь” составляет 80%. Компания выпускает напитки “Тропикола”, “Бердь”, а также энергетические — “Стрела”, “Энергейзер”. По словам Овчаренко, в этом сезоне планируется расширить линейку марок за счет “Ситро” и “Байкала”. При этом до половины продаж “Тропиколы-Сибирь” приходится на соседние с Новосибирской областью регионы.

В будущем Овчаренко прогнозирует увеличение доли продаж так называемых энергетических напитков.



Ведомости